Проблемы и перспективы социального прогнозирования информационных компаний

Информация » Проблемы и перспективы социального прогнозирования информационных компаний

Актуальность рассмотрения проблем и перспектив социального прогнозирования информационных кампаний объясняется следующими причинами.

Во-первых, на сегодняшний день данная область знания - социальное прогнозирование - практически не развивается. Понятию прогнозирование не придается значения как одному из наиболее важных как в социальной сфере, так и в области теории и практики связей с общественностью.

Во-вторых, недооценка возможностей социального прогнозирования способствует тому, что не происходит развитие данных методик, нет новых теорий и положений в этой области. Все существующие методики построены на нескольких теориях, разработанных много лет назад, и претерпевают лишь незначительные изменения.

В-третьих, при разработке и планировании информационных и PR-кампаний практически не привлекаются даже уже давно ставшие классическими методы социальной прогностики, отсутствует средне- и долгосрочное прогнозирование эффектов кампаний в социальном пространстве, в перспективе времени.

В любое время, любую эпоху, при любом государственном устройстве человека интересовало, что случится в будущем. В наше время способность к предсказанию не утратила своей ценности, а, напротив, она все более и более востребована. В социальной коммуникативистике остро встает вопрос о необходимости разработки новых способов и методов обоснованного и аргументированного предсказания развития общества.

На данном этапе таким методом является прогнозирование, как форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом, явлением на основании выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

Отсутствие тенденции к появлению новых методов объясняется тем, что объект социального прогнозирования очень сложен, его структура всегда подвержена изменению и трудно предсказуема существующими методами.

По словам д.и.н., профессора МГСУ В.М.Сафроновой, для российского общества обеспечение обоснования и эффективности управления социальным развитием стало одной из актуальнейших задач как в области теоретических разработок, так и в области практики. Хотя эта проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, сопровождающийся острым кризисом во всех сферах жизни, актуализирует эту задачу с учетом новых социально-экономических условий. В связи с этим и поиски конструктивного влияния на социальное развитие предполагают необходимость объединения ученых и специалистов-практиков, способных обеспечить системный подход к анализу социальной ситуации и тем более к определению путей позитивного общественного развития.

Включение прогнозных методик в деятельность специалистов по ПР может существенно увеличить шансы на достижение поставленных целей, получение оптимальных результатов. В начале любой кампании возможно заранее простроить несколько вариантов развития ситуации.

Однако выше обозначенные проблемы затрудняют применение теории прогностики при решении практических PR-задач. Поэтому перед нами стоит методологическая задача - искать пути совершенствования традиционных методов.

Прогнозирование всегда предполагает получение результатов во временной перспективе, в будущем, отталкиваясь от результатов прошлого и настоящего. Как показал теоретический анализ, существующие прогностические теории не выделяют время в отдельную категорию (И.В. Бестужев-Лада, К. Шустер, А. Шмидт, Д. Смит, Д. Джонсон, В.А. Лисичкин), что, на наш взгляд, лишает прогнозные методики ряда дополнительных возможностей. Включение в социальное прогнозирование социокультурного времени может позволить взглянуть на прогностику в новом ракурсе, сделать ее наиболее приемлемой к современным требованиям, как науки, так и рынка.

Согласно тезису к.п.н. Н.Б. Кучеренко [34,35], интегральной характеристикой развивающегося общества, в том числе территориального, является его собственное социокультурное время. Под социокультурным временем автор подразумевает совокупную временную ориентацию и установки людей, проживающих на конкретной территории на прошлое, настоящее и будущее, содержание временной перспективы.

Как указывает Н.Б. Кучеренко, за годы реформ в коммерческих структурах и структурах власти так и не сложилось понимание необходимости постоянного анализа общественных процессов - динамики потребностей, оптимистического или пессимистического видения будущего, протяженности временного планирования и оценки в связи с этим своей деятельности. Между тем, внимательное отслеживание социокультурных тенденций позволяет специалистам не только ориентироваться в наличной ситуации, но и заниматься прогнозированием, которое возможно при возникновении новых когнитивно-аффективных динамических тенденций, поведенческий эффект которых, как правило, отсрочен.

Открытыми остаются принципиально важные методологические проблемы о назначении прогностических исследований: или это выявление отдельных, пусть и важных проблем предстоящего развития и оценка социальных последствий от их реализации (разрешения или неразрешенности), то есть рассмотрение будущего, как строго детерминированного состояния. Или рассмотрение будущего, как создаваемого человеком и в связи с этим направленность исследований на поиск путей достижения будущего.

В данной работе мы попробуем по-новому взглянуть на возможности социального прогнозирования. Попытаемся, используя данные классического метода социального прогнозирования - экспертного опроса, построить модели оптимистического и пессимистического прогнозов при помощи метода каузометрии.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты информационной кампании и двух методов: социальное прогнозирование и каузометрия. Вторая глава включает в себя практическую часть и состоит из описания процедуры, интерпретации результатов двух вышеописанных методов. Также разработаны рекомендации и макет информационной кампании для конкретного заказчика из консалтинговой сферы. В заключении дается описание результатов совместного использования методов социального прогнозирования и каузометрии. Анализируется возможность использования данной процедуры в будущем и даются рекомендации по процессу получения данных и их интерпретации.

Объект исследования - социально-коммуникативная система. В данном случае под этим полисемантическим понятием подразумевается осуществление человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных взаимодействий, которые являются исходными схемами построения обыденного поведения людей и их повседневных взаимодействий. Иначе говоря, они оказываются социальными связями, кооперирующими последовательности и сочетания человеческих сил, действий и их воплощений.

Предмет исследования - социокультурное время, как ведущий фактор изменения социально-коммуникативной системы.

Цель: определение возможностей социального прогнозирования последствий информационных кампаний.

Основные задачи работы:

1. Систематизировать и описать существующие подходы к социальному прогнозированию.

2. Выявить факторы, влияющие на результат прогноза.

4. Продемонстрировать значимость прогнозирования в работе PR специалиста.

5. Выявить и проанализировать возможные сценарии появления и дальнейшего существования новой фирмы, оказывающей консалтинговые услуги по налогообложению и бухгалтерскому учету.

Гипотеза исследования:

Исходя из предпосылок И.В. Бестужева-Лады, Н.Б. Кучеренко и В.М. Сафроновой мы полагаем, что ведущим фактором изменений социально-коммуникативного системы, а, следовательно, определяющим характер социального прогноза, является социокультурное время.

Методологический базис положения.

Теория социального прогнозирования академика РАЕН, И.В. Бестужева-Лады, теория социально-культурного времени к.п.н. Н.Б. Кучеренко и методологические положения социального прогнозирования к.ист.н., профессора МГСУ В.М. Сафроновой.

Для доказательства выдвинутой гипотезы, опираясь на теоретико методологические положения работы, мы выбрали следующие методы исследования:

- теоретический анализ литературы;

- синтез, систематизация и обобщение имеющихся знаний по представленной тематике;

- методы интерпретации семантического материала - лингвистическая интроспекция, контент-анализ;

- метод экспертных оценок И.В. Бестужева-Лады;

- метод каузометрии предложенный Е. И. Головахой и А. А. Кроником (1982) модифицированный в рамках теории Н.Б. Кучеренко.

1. метод экспертного нтервьюирования И.В. Бестужева-Лады;

И.В. Бестужев-Лада указывает на то, что экспертное интервьюирование является наиболее оптимальным способом получения качественной информации для дальнейшего построения прогноза на ее основе.

Особенностью социального прогнозирования является ограниченность возможностей применения математических методов из-за высокой степени сложности предметов исследования. Данную особенность приходится компенсировать форсированием методов опроса экспертов как наиболее эффективного, в ряде случаев, способа получения прогнозной информации социального характера.

Результатом опроса экспертов является процесс объективизации субъективных оценок.

Методика проведения экспертного опроса заключается в нескольких этапах: подбор экспертов (важный критерий отбора - степень компетентности), оптимизация процедуры их работы, система обработки результатов опроса.

2. метод каузометрического опроса, предложенный Е. И. Головахой и А.А. Кроником (1982) модифицированный в рамках теории Н.Б. Кучеренко (изучение времени, как межсобытийной связи) под задачи построения прогнозов и включающее элементы каузометрического опроса в экспертном методе И.В. Бестужева-Лады. Использование только метода каузометрии исключает получение многомерной картины темпоральности жизни человека, не позволяет «выловить» сценарные основания объединения событий в единую целостность прошлого, настоящего и будущего.

Научная новизна

В работе сделана попытка методологически объединить теорию социокультурного времени и концепцию социального прогнозирования, которая может открыть перед теоретиками и практиками в области социального управления, социальной коммуникации возможности и перспективы детального, научно и методически обоснованного построения моделей будущего, предвидения возможных эффектов и эффективности программируемых инновационных идей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что продемонстрированы возможности прогнозирования с опорой на социокультурное время. Показаны новые аспекты прогнозирования для информационных кампаний и значимость прогностики в работе специалиста по связям с общественностью. Описаны все классические методы социального прогнозирования, которые, по мнению И.В. Бестужева-Лады, выражают способность предсказать состояния и качества объекта. При детальном анализе этих методов обнаружено недостаточное полное описание объекта прогнозирования. На сегодняшний день время всеми базовыми теориями признается как ведущий оператор развития системы, но ни одна из прогнозных методик не придает ему такого значения.

Практическая значимость.

В ходе обобщения различного методического материала разработана методика социального прогнозирования, включающую в себя схему И.В. Бестужева-Лады и методический прием изучения психологического времени Н.Б. Кучеренко. Практическая значимость работы состоит в демонстрации на примере отдельного исследования использования стандартной процедуры экспертного интервьюирования и построения на основе полученных данных вариации сценариев развития событий, а также возможных последствий информационной кампании.

Выборка исследования.

Принципом формирование выборки является, фактическое участие экспертов и их компетентность в исследуемой проблеме, касающейся сферы консалтинговых услуг по налогообложению и бухгалтерскому учету в малом и среднем бизнесе.

Эксперты:

- Люди, частные предприниматели или кто-либо из учредителей (если это юридическое лицо), оказывающие консалтинговые услуги по налогообложению и бухгалтерскому учету. Начало занятия данной деятельностью в промежутке с 2000 по 2003 годы.

- Представители городской и областной налоговой инспекции уровня начальника, заместителя отделов или ведущего специалиста: регистрационного, операционного учетов, камеральных проверок, документальных проверок.

Количество экспертов - 47 человек.

Структура и план исследования.

1 этап - экспертное интервьюирование (проводилось в период с февраль по март 2004г.):

Планирование исследования, включало анализ литературы по проблеме, выбор методов исследования (проводилось в период с декабря 2003 по февраль 2004г.):

1 - определение и формирование выборки (февраль 2004г.);

Выборка формировалась путем документального исследования. Документами в данном случае являлись тематические справочники г.Томска и справочные службы: 09 и Бесплатная информационная служба (БИСинфо). Также использовался метод «снежного кома», директора или сотрудники уже известных фирм называли еще не известные организации. Результатом являлась информация о названии фирмы, вид деятельности, ФИО директора и телефоны.

2 - разработка опросного листа (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) (февраль 2004г.);

В опросный лист включены вопросы, направленные на выявление оценочного мнения экспертов рынка консультационных услуг.

3 - проведение опроса (февраль-март 2004г.):

Опрос проводился в течении одного календарного месяца, в результате было опрошено 47 экспертов. Каждое интервьюирование проводилось в течении 1-2 часов. Все данные записывались на магнитный или бумажный носитель для дальнейшего перевода в электронный вариант.

4 - анализ результатов и подготовка их к каузометрическому методу (март 2004г.)

Все результаты субъективно были распределены на две категории: похожие по смыслу и звучанию и особые мнения.

2 этап - каузометрия (проводилось в период с марта по апрель 2004г.)::

1 - определение выборки (февраль 2004г.);

В выборку в данном случае вошли эксперты, принимавшие участие на первом этапе исследования, экспертном интервьюировании (март 2004г.).

2 - разработка опросного листа

Опросный лист был разработан на основе результатов полученных при экспертном интервьюировании. Была построена таблица с включенными в нее событиями, которые эксперты выделили как наиболее значимые.

3 - проведение опроса (март - апрель 2004г).

В ходе опроса экспертам предлагался список событий характеризирующих особенности состояния рынка консультационных услуг, выделенных на первом этапе исследования.

4 - анализ результатов (апрель - май 2004г.)

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием корреляционного, факторного анализа в варианте метода главных компонент.

3 этап - анализ и интерпретация результатов исследования (проводилось в течении мая 2004г.):

1 - выработка рекомендаций, выводы.

2 - разработка информационной кампании.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались репрезентативностью выборки, исходной теоретико-методологической концепцией, сопоставлением теоретических положений с результатами эмпирических исследований, применением апробированных и надежных методов, использованием методов математической статистики - факторного анализа, компьютерной обработки для оценки полученных результатов.


Статьи по теме:

Индекс развития человеческого потенциала
Разработка интегрального (обобщающего) показателя уровня жизни населения - одна из важнейших задач статистики. По мнению экспертов ООН, статистика пока не имеет такого всеобъемлющего показателя, однако попытки его разработки продолжаются. ...

Приложения
Приложение А Законодательство об образовании ЗАКОН РБ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ) Дата публикации 15-Дек-2004 :. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные термины и и ...

Правовые основы организации социальной работы с воспитанниками Центра помощи детям
Современное состояние проблемы заставляет рассмотреть исходные предпосылки и принципы формирования теории правовой культуры, проанализировать и определить круг вопросов правового знания. Обобщенный процесс формирования знаний о правовых ...