Социокультурное времяСтраница 1
Современные ученые - синергетики связывают революцию в восприятии времени с формированием новой динамичной, нелинейной, циклопричинной парадигмы, определяющей время как «ключ к пониманию природы», как «оператор развития системы», как «индивидуальный фактор существования и динамики органического целого» (И. Пригожин, 1985).
Прогнозирование всегда предполагает получение результатов во временной перспективе, в будущем, отталкиваясь от результатов прошлого и настоящего. Как показал теоретический анализ, существующие прогностические теории не выделяют время в отдельную категорию (И.В. Бестужев-Лада, К. Шустер, А. Шмидт, Д. Смит, Д. Джонсон, В.А. Лисичкин), что, на наш взгляд, лишает прогнозные методики ряда дополнительных возможностей. Включение в социальное прогнозирование социокультурного времени может позволить взглянуть на прогностику в новом ракурсе, сделать ее наиболее приемлемой к современным требованиям, как науки, так и рынка.
Согласно тезису к.п.н. Н.Б. Кучеренко, интегральной характеристикой развивающегося общества, в том числе территориального, является его собственное социокультурное время. Под социокультурным временем мы подразумеваем не только его соотношение с физическим временем, но и совокупную временную ориентацию и установки людей, проживающих на конкретной территории на прошлое, настоящее и будущее, содержание временной перспективы.
Социальное пространство и социальное время - характеризуют социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей. Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость, социальное пространство представляет движение человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных взаимодействий. Социальное время и социальное пространство выступают основными категориями социального бытия не только в смысле описания его на духовно-теоретическом уровне; они являются исходными схемами построения обыденного поведения людей и их повседневных взаимодействий, т.е. они постоянно действуют на уровне бытия социальных индивидов как условия связанности, непрерывности, организованности социального процесса. Иначе говоря, они оказываются социальными связями, кооперирующими последовательности и сочетания человеческих сил, действий и их воплощений.
В традиционных формах общества пространственные характеристики социального бытия выражали время и подчиняли себе его измерение. В новое время, в ходе формирования индустриального общества, осуществляется "переворачивание" этой зависимости: время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей.
Исходя из поставленной проблемы, возможности и перспективы социального прогнозирования информационных кампаний, мы полагаем, что прогнозирование не возможно без учета такой категории как время. Любая кампания строится во временной парадигме и поэтому приходится учитывать ретроспективные, проспективные и перспективные составляющие социокультурного пространства территории на которой осуществляется кампания.
Статьи по теме:
Политические движения
1. Анархизм (Anarchism, от греч.Anarchia – безвластие) - общественно-политическое течение, выступающее с идеей немедленного уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоц ...
Девиации, обусловленные гиперспособностями человека
Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистиче ...
Статистическое изучение численности населения
области
Для характеристики численности населения представим имеющиеся данные о численности населения. Представим данные из приложения А.
Таблица 2.1 - Численность населения Курской области на 2005-2007 г.
Наименование показателей
2005 год ...