Социокультурное времяСтраница 4
Можно увидеть различия по интерпретации времени. Кто-то подходит к нему пассивно, как к судьбе, фатуму, кто-то настроен на активное, продуктивное участие в строительстве своего будущего. Подтверждением данного тезиса могут служить результаты исследования С.Н. Кучеренко в которых выделена типология политических категориальных установок, одним из оснований выделения типов стала степень активности личности в формировании своей жизни.
Временная организация сознания нарушается и при социальных катаклизмах. Происходит разрыв временной последовательности, распад социальной системы, дезорганизация и дезидентификация в личностном и культурном планах. Безвременье называют «расстроенным» временем, «взрывным», «нулевым». Время социального кризиса воспринимается как бы застывшим, остановившимся, о чем свидетельствует, с одной стороны, разрыв в биографии людей, разрыв в социальных контактах (потеря работы, утрата личных связей), с другой - неподвижность в вещном мире личности. Социальная и личностная преемственность в нулевом времени минимизирована; по мнению Ю.М. Лотмана, в этот момент отключаются механизмы причинности, и выбор будущего реализуется как случайность.
В своей книге «Социология социальных изменений» П. Штомпка выделяет два типа темпоральных моделей ценностей. Первый, прогрессивный - социальные группы своей целью ставят осуществление нового и прогрессивного. Второй, консервативный - социальные группы отдают предпочтение порядку, сходству, повторяемости.
Социокультурного времени можно разделить на циклическое и линейное, вопрос в том это форма или вид. В современном мире явно преобладают линейные представления о времени, но, тем не менее, эта упрощенная формула, за которой скрываются циклические ритмы социальной жизни. Одни циклические явления можно маркировать как природно-общественные, поскольку их существование основывается на астрономических циклах чередования дня и ночи, времен года, ритмах, связанных с географическими и климатическими условиями. Другой, вероятно, повсеместно принятой единицей природно-общественного времени является месяц, основанный на лунном цикле в 29,5 дней. Остальные единицы времени, задающие ритмическую повторяемость, отражают скорее общественный опыт.
Ритм социальной, индивидуальной жизни задают политические и экономические макроциклы - смена правительств, экономические колебания, социальные беспорядки, сменяющиеся долгими периодами стабильности.
Цикличность социокультурного процесса обеспечивает: во-первых, преемственность, которая заключается в непрерывном накоплении и наследовании всех жизнеспособных социальных элементов; во-вторых, поступательность, как постепенное и последовательное продвижении вперед.
Существующие культурные сценарии, выделенные Э. Берном, отражают то, что обычно понимают под национальным характером. Они разделяются большинством людей, тем самым, закрепляя сходные человеческие драмы из поколения в поколение.
Все эти размышления подводят к выводу, что линейное время является искусственной конструкцией, в реальной жизнедеятельности людей как таковое оно не существует. Миф о линейном времени стал возможен, по мнению А.С. Панарина благодаря инструментальному отношению к миру. Отделение информации, относящейся к области средств от ценностной информации, приводит к появлению особого линейного «орудийного» мира. Инструментальное отношение к миру привело западную культуру к высоким темпам развития в сфере материального производства, при этом, по-прежнему, в ценностной сфере господствует примитивный идеал потребительского отношения.
Статьи по теме:
Социокультурное время
Современные ученые - синергетики связывают революцию в восприятии времени с формированием новой динамичной, нелинейной, циклопричинной парадигмы, определяющей время как «ключ к пониманию природы», как «оператор развития системы», как «инд ...
Социометрия Морено
Во второй половине 40-х – начале 50-х годов XX века в американской социологии возникает еще одно направление – социометрия – отрасль социально-психологических и социологических исследований межличностных отношений в малых группах, осущест ...
Анализ реализации индивидуальной программы реабилитации людей с
ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната (на
примере Вологодского психоневрологического интерната №1). О
Целью практической части исследования является анализ особенностей реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатах (на примере государственного учреждения Вол ...