Сокращение численности населенияСтраница 1
Под влиянием неблагоприятного сочетания демографических факторов численность населения страны уменьшилась со 148,3 млн. человек в 1992 году до 146,3 млн. человек в 1998 году или на 1,3 процента. Дальнейшее уменьшение населения произошло в 1999 году, когда только за один год оно уменьшилось на 784,5 тыс. человек, или на 0,5 %. На 1 января 2000 года, численность населения России составила 145,5 млн. человек. В 2005 году – 144,8 млн. человек.
Характерной особенностью демографической ситуации в России последних лет стало уменьшение населения страны в большинстве регионов. До 1990 г. естественная убыль населения наблюдалась в только 9 регионах страны, в 1991 г. число таких регионов возросло до 29, в 1992 г. – до 43. В 1998 г. процессы естественной убыли населения наблюдались в 68 регионах, где проживало более 105 млн. человек (72 % населения страны). В 1999 г. число регионов, где зафиксирована естественная убыль населения возросло до 74. По предварительным данным, в 1999 году потери численности населения за счет естественной убыли как в абсолютном, так и в относительном выражении (в расчете на 1000 населения) оказались самыми большими после 1992 года.
Наиболее неблагоприятные показатели естественной убыли населения (в 1,5-2 раза выше среднероссийского уровня) сложились в регионах Северо-Запада, Центрального района, большинстве регионов Центрально-Черноземного района. Все это свидетельствует об угрожающих темпах сокращения численности прежде всего коренного, русского населения в России.
Сокращение численности населения в 1998 году по сравнению с 1997 годом отмечено в 68 из 89 субъектов Российской Федерации, где в настоящее время проживает более 105 млн. человек (72 % населения страны). Это территории Северного, Северо-Западного и Дальневосточного районов, Центрального (кроме Москвы), Волго-Вятского (кроме Чувашской Республики), Центрально-Черноземного (кроме Белгородской области), Поволжского (кроме Республики Татарстан), Восточно-Сибирского (кроме Республики Тыва и Агинского Бурятского автономного округа) районов, а также Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская и Республика, Алтайский и Краснодарский края, Кемеровская, Курганская, Омская, Пермская, Ростовская, Свердловская, Томская области и Коми-Пермяцкий автономный округ. Значительные темпы уменьшения числа жителей отмечались в Чукотском (на 4,8 %), Корякском (на 2,8 %), Эвенкийском (на 2,5 %) автономных округах, в Магаданской, Сахалинской областях и Таймырском автономном округе (на 2,3-1,9 %), Мурманской, Камчатской областях, Республике Саха (Якутия) (на 1,6-1,5 %) и Чеченской Республике
Возросла численность населения в 21 регионе страны. В Республиках Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе заметное увеличение числа жителей (на 1,4-0,5 %) обеспечили как естественный, так и миграционный прирост.
Только за счет превышения родившихся над умершими стало больше жителей Кабардино-Балкарской Республики, Республики Тыва, Ямало-Ненецкого и Агинского Бурятского автономных округов. В Чувашской и Удмуртской республиках, республиках Татарстан, Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Ставропольском крае, Белгородской, Калининградской, Новосибирской, Оренбургской, Челябинской областях и Москве увеличение численности населения обеспечивал только приток мигрантов.
Статьи по теме:
Конфликты в практике волонтерской деятельности
Наиболее широкое распространение в понимании конфликта получили два подхода. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.
Друго ...
Образование,
коммуникация, средства массовой информации как социальные институты
Для того, чтобы лучше понять роль и место социального института образования в современном индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций, следует кратко рассмотреть эволюцию системы образования.
В примитивных, первобытных обще ...
Проблемы социальной адаптации молодёжи в современном российском обществе
Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.
Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых люд ...