Понятие реабилитационного досуга, его задачи, принципы,Страница 3
Этап адаптации может длиться довольно долго и не все участники смогут его успешно пройти. Следовательно, главная задача организаторов на этом этапе – предотвращение отсева, который, учитывая то, что занятия в организации целиком строятся по принципу добровольности, практически неизбежен. Поэтому в период адаптации нужна особо тщательная индивидуальная работа, выявление тех индивидуальных причин, которые затрудняют адаптацию, а также устройство жизнедеятельности подростков в организации с учетом тех мотивов, которые побудили их стать членами клуба. Необходимо также с первого дня вести контроль за посещением и выяснять причины неявок. Нужно попытаться помочь детям устранить факторы, мешающие регулярному посещению.
3) Начальный реабилитационный период.
Данный этап характеризуется активным включением несовершеннолетнего в коллективную деятельность клуба, принятием коллективных норм, отказом от асоциальных форм поведения, с заменой их социально-одобряемыми действиями. На этом этапе из всей группы начинают выделяться активные лидеры, ребята начинают раскрываться, показывают те стороны своей личности, которые они так тщательно скрывали под маской «трудного». Наиболее активные подростки начинают брать на себя организаторские функции.
На данном этапе еще возможны рецидивы асоциальных отклонений, которые чаще всего провоцируются инерционностью прежних социальных экспектаций, стереотипных оценок, инерцией общественного мнения, которое сложилось о подростках в коллективе класса, у учителей. Преодолению этой довольно опасной инерции общественного мнения, стереотипных оценок педагогов способствует тесная связь клуба со школой, семьей. Педагогические воспитательные усилия учителей, руководителей клуба, родителей должны направляться и действовать единым фронтом.
Так же в этот период нужно обратить пристальное внимание на пассивных подростков, которым трудно влиться в общий реабилитационный процесс, которые не имеют устойчивых серьезных склонностей и интересов. Возможным выходом из ситуации будет закрепление за таким подростков шефа из более активных и авторитетных участников.
В досуговую программу на данном этапе включаются тренинг-испытания, направленные на личностный рост, развитие Я-концепции, укрепление самооценки.
4) Основной реабилитационный период.
Как пишет Селенина Е.В.: «Формально его отделить от начального реабилитационного периода достаточно трудно. Во время процесса основной реабилитации осуществляется развитие навыков сотрудничества, соучастия, сопричастности; воспитывается и укрепляется эмоционально-волевая сфера (эмпатийное восприятие, самоконтроль). Самооценка детей становится более адекватной, появляется потребность следить за своим внешним видом и здоровьем, развивается чувство вкуса. Происходит повышение мотивации к познавательной деятельности, возникает процесс личностного и профессионального самоопределения».
К этому времени бывшие правонарушители начинают выполнять ведущие организационные роли, преодолевают сложившиеся представления о себе как о «трудных» по месту учебы, работы, перестраивают свои отношения с учителями, одноклассниками.
Можно выделить ряд критериев, позволяющих оценить эффективность реабилитационной работы с детьми группы риска: [28]
Ø Желание ребенка изменить свой социальный статус на более приемлемый;
Ø Образование устойчивого подросткового коллектива;
Ø Появление на занятиях программы ребят, пришедших по рекомендациям участников группы;
Ø Изменения или тенденции к изменениям в иерархии ценностей;
Ø Прекращение употребления ПАВ или его более осознанное употребление;
Ø Сформированность навыков эффективного взаимодействия, разрешения конфликтных ситуаций.
Виды реабилитационного досуга:
1) Реабилитационный клубный досуг.
Программа реабилитационного досуга основана на базе специализированного учреждения – клуба, созданного для работы с детьми группы риска, предполагающая разработку целого комплекса реабилитационных мероприятий. Реабилитационная клубная деятельность обязательно включает в себя три составляющие: блок психолого-педагогических услуг, блок рекреационных услуг и социопедагогическую реабилитационную среду.
Первый блок, психолого-педагогических услуг, реализуется через занятие техническим, художественным или прикладным творчеством, а так же спортом, туризмом и обязательно включает в себя систему социально-психологических тренингов. Тренинг – это познание себя и окружающего мира, изменение «Я» через общение в доверительной и неформальной обстановке.[29] Задачи тренингов для детей группы риска:[30]
· Личностное развитие;
· Сплочение коллектива;
· Поиск новых способов построения деятельности и решения проблем;
· Поиск и апробация новых форм взаимодействия;
· Поиск и апробация новых форм выражения своих чувств;
Статьи по теме:
Снижение уровня жизни
Еще одна причина ЧС рассматриваемого рода это снижения уровня жизни населения со всеми вытекающими последствиями.
Уровень жизни — это обеспеченность населения необходимыми для его нормальной жизнедеятельности материальными и духовными бл ...
Радио
Как ни странно, но радио в Интернете несет ту же функцию, что и в оффлайне: и здесь радио является фоновым средством массовой информации. Слушать свою любимую радиостанцию, либо вещание другой страны, скорее всего, станет человек, который ...
Анкетирование
Это самый распространённый в социологии метод исследований. Анкета - размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они ра ...