Понятие реабилитационного досуга, его задачи, принципы,
Страница 1

Информация » Реабилитационный досуг для детей группы риска » Понятие реабилитационного досуга, его задачи, принципы,

виды.

Чтобы разобраться, что же значит понятие реабилитационный досуг, необходимо сначала дать определение понятию социально-психологическая реабилитация. Под социально-психологической реабилитацией понимается системный процесс восстановления (формирования) способностей индивида, позволяющих ему успешно выполнять различные социальные роли и иметь возможность быть реально включенным в разные сферы социальных отношений и жизнедеятельности. Из этого следует, что реабилитационный досуг - это деятельность, направленная на активацию личностных ресурсов дезадаптированного подростка, коррекцию его ценностных установок и мотиваций, за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения, с целью восстановления социального статуса, утраченных или несформированных социальных навыков и последующего успешного включения в социум. Идея реабилитационного досуга заключается в возможности ресоциализации детей и подростков группы риска посредством расширения их способностей к адаптации в социуме через переживание нового опыта, социально ориентированного опыта, для получения которого в повседневной жизни у них нет подходящих условий.

Необходимо понимать, что причин девиантного поведения может быть много и не всегда есть возможность их выяснить, но можно предположить, что каковы бы они ни были, подросток может измениться, имеет шанс на лучшую жизнь.

Существует огромное множество органов профилактики, которые выполняют свои функции в соответствии со своим этапом. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), существуют три этапа профилактики:[23]

1) Первичная профилактика.

Данный этап подразумевает работу с организованными детскими коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни. Задачей данного этапа так же является оздоровить среду и оказать помощь подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное действие этих условий скажется на поведении таких лиц.

2) Вторичная профилактика.

Этот этап направлен именно на работу с детьми группы риска. На данной стадии также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем, существенно увеличивается воздействие на самого подростка. Реабилитационный досуг относится именно к этому этапу профилактики.

3) Третичная профилактика

Данный этап направлен на профилактику рецидива и предполагает работу с несовершеннолетними, отбывающими наказание в колониях, а так же после освобождения из них, дабы избежать повторного совершения преступлений.

Как видно реабилитационный досуг является отраслью среди целого комплекса профилактических мероприятий, и основная его цель не поиск причин девиантного поведения подростка и их устранение, а открытие и развитие ресурсов подростка получив которые он сам будет способен противостоять дезадаптирующим факторам. Найти и показать ребенку хорошее в нем, значит «пролить бальзам» на болезненные раны его души, подлечить их. Поиск и нахождение положительных и сильных сторон личности (в облике, характере, проявлениях, отношении к чему-либо и кому-либо и т.п.) – это фундамент, на котором строится взаимодействие специалиста в работе с «трудным» (а поэтому несчастным и нуждающимся во внимании, принятии и заботе) ребенком.

Реабилитационный досуг для детей группы риска основывается на следующих принципах, которые делают его уникальным и несхожим с другими профилактическими программами и показывают определенные различия с обычными досуговыми мероприятиями:

v Добровольность;

Данный принцип предполагает получение согласия несовершеннолетнего на участие в реабилитационно – досуговом процессе. Педагог может работать только с тем подростком, который хочет работать с ним. «Насильно помочь невозможно».[24]

v Педагогически организованная среда;

Процесс социально-психологической реабилитации ребенка должен происходить в специально подготовленных условиях, направленных на включение дезадаптированного подростка в систему гуманизированных межличностных отношений, опосредованных общественно-полезной деятельностью. В работу должны быть включены профессиональные психологи, педагоги, социальные работники;

v Позитивная направленность мероприятий;

Cама идея реабилитационного досуга отдает приоритет позитивно-ориентированным воздействиям перед негативно-ориентированными санкциями и наказаниями. Вместо хронических конфликтных взаимоотношений с нормативным социумом у несовершеннолетних вырабатывается позитивная личностная направленность. Это достигается путем ориентации мероприятий программы на принятие, поддержку, поощрение. Создается атмосфера, обеспечивающая личностный рост и развитие.

v Дифференцированный подход к реабилитации различных групп детей и подростков, учет их возможностей, интересов и предпочтений.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Примеры социальных опасностей:
1. Алкоголизм. До 50% смертельных исходов от несчастных случаев и травм связаны с приемом алкоголя. На границе между удовольствием и болезнью нет предупреждающих указателей, и человек, не заметив, переходит эту границу. Все же имеются о ...

Организация прикладной науки
Поскольку прикладные исследования направлены на решение конкретных практических задач с выходом на производство, то, как правило, их не следует отрывать от производства. То есть они должны быть локализованы главным образом в самой промышл ...

Средний класс в СССР
Рассмотрение вопроса о сущности социально-классовой структуры советского общества целесообразно начать с анализа официальных документов второй половины 30-х гг., когда социалистическое общество в его особой, советской форме в основном сло ...