Понятие реабилитационного досуга, его задачи, принципы,Страница 2
Предполагается наличие спектра дифференцированных досуговых программ и включение ребенка в ту или иную программу с учетом его реабилитационного потенциала (прогноз потенциальных возможностей ребенка к ресоциализации), а так же его личных интересов, увлечений, достоверные сведения о которых можно получить от самого ребенка.
v Включение значимого взрослого в социальную сеть подростка;
Как уже говорилось ранее, дети группы риска в большинстве своем лишены социально-одобряемого позитивного взрослого человека, на которого они могли бы опереться в сложную для них минуту, с помощью которого могли бы с легкостью усваивать приемлемые формы поведения. При установлении доверительных и дружественных отношений взаимной помощи и поддержки, таким человеком для ребенка может стать педагог. «Значимый взрослый, войдя в социальную сеть подростка группы риска, становится ее ядром. Через ролевые модели поведения взрослого идет изменение поведения ребенка, через демонстрацию и практическое применение жизненных ценностных установок и моральных норм идет становление и коррекция нормативности у ребенка. Через совместную, стабильную деятельность ребенка и взрослого, где взрослый несет ответственность за ребенка, обеспечивает его безопасность, акцентирует ситуации успешности ребенка, отделяет поступок от личности ребенка, идет процесс построения доверия к взрослому, а через доверие к значимому взрослому восстанавливается доверие к миру.»[25]
v Активное и ответственное поведение подростка.
В ходе реализации программы реабилитационного досуга воспитанники становятся все более самостоятельными, обучаются принятию и осуществлению ответственных решений. Происходит постепенное снижение роли взрослого и повышение ответственности подростков.
v Этапность реабилитационно-досуговых мероприятий.
Процесс реализации реабилитационного досуга строится поэтапно с учетом объективной оценки реального состояния несовершеннолетнего и его закономерной динамики. Выделяются следующие основные этапы реабилитационной деятельности: предварительный этап, адаптационный этап, начальный реабилитационный период, основной реабилитационный период.[26]
Этапы реабилитационной деятельности.
1) Предварительный этап.
Цель данного этапа: найти ребенка и уговорить его поучаствовать в программе.
Чтобы постоянно получать информацию о детях группы риска, учреждение досуга должно тесно сотрудничать с различными организациями: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), органами и учреждениями социальной защиты населения, образования, здравоохранения, опеки и попечительства, и др.
Чтобы работа по привлечению детей в досуговое учреждение велась еще более эффективно можно ввести в штат аутрич работника, главная функция которого – привлекать в организацию беспризорных и безнадзорных детей с улицы.
Важно помнить то, что большинство детей группы риска считают асоциальное поведение вполне приемлемым и, скорее всего, не будут испытывать явного желания что-то менять в своей жизни на первых порах. Практически невозможно привлечь подростков непосредственно в реабилитационную программу – скорее всего они этого не захотят, им это не нужно, их все устраивает в жизни. Причина проста – они недостаточно мотивированны. И это нормально - они не хотят загружаться и лечиться - они хотят, чтобы было интересно.
Итак, главная задача предварительного этапа – создать мотивацию для подростков к участию в досуговом процессе.
Так же на данном этапе необходимо дать почувствовать подростку поддержку, тепло, приятие, показать свою заинтересованность жизнью подростка, уважение к его личности, отсутствие репрессивных мер воспитания. Тот факт, что подростка не осуждают и принимают таким, какой он есть, может так же послужить достаточной мотивацией для дальнейшего участия в программе.
2) Адаптационный этап.
На этом этапе происходит создание устойчивых групп подростков, дифференцированных по возрасту и интересам, т.е. создание детского первичного коллектива. Многие подростки, попадая в новый коллектив, первоначально переживают довольно болезненный процесс адаптации, от которого в значительной степени зависит судьба их пребывания в учреждении, взаимоотношения с новыми товарищами. «Адаптационный период в первую очередь предполагает ломку стереотипа «трудный» подросток, то есть в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор для него имела исключительную значимость».[27] Эта ломка происходит в процессе включения подростка в коллективную деятельность, путем замены ложной романтики уличной компании на романтику здорового коллектива. На данном этапе очень важны игры и тренинги на сплочение группы.
В этот начальный период подростки осматриваются, усваивают модели поведения, соответствующие нормам организации, находят подходящий круг общения по интересам, знакомятся с правилами организации. Правила должны быть сформулированы четко и позитивно, следует отказаться от употребления запретов и угроз. Главное правило любой организации реабилитационного досуга – прекращение употребления ПАВ (психоактивных веществ, т.е. алкоголь, табак, наркотические вещества и др.) т.к. одной из главных задач реабилитационного досуга является демонстрация трезвых способов получения удовольствия, решения проблем, поведения в стрессовых ситуациях. Очень важно донести до подростка, что, бесспорно, педагог не может требовать от него трезвости всегда и везде - это может быть только пожеланием, но он может установить правило досуговой организации, предполагающее посещение ее только в трезвом виде. В противном случае подросток не имеет право посещать интересные ему мероприятия. Очень важно дать понять человеку, что это не наказание, что отношение педагогов к нему не меняется, и он может вернуться в любой момент, если будет готов соблюдать установленные правила. Это помогает сделать употребление ПАВ подростками более осознанным и учит их заранее думать о возможных последствиях.
Статьи по теме:
Стили педагогического руководства в процессе социализации подростков
Одной из составляющих функциональной стороны социализации является стиль педагогического руководства, воспитания школьников. Особое внимание мы решили уделить этому внимание в виду того, что уже давно известно о влиянии некоторых стилей и ...
Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей с ОПФР
Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Однако бесспорно признано наличие деструктивных изменений в таких семьях, воспитывающих детей с особенностями развития. И, в связи с тем, что именно в семье склады ...
Система социального управления
В качестве основных элементов системы социального управления можно выделить следующие: субъект управления; управляемый субъект; проект деятельности; объект управления; цель управления. Субъектами управления выступают индивиды, способные в ...