Возникновение и деятельность на территории Беларуси детских социальных
приютов в досоветский период. Становление и развитие
системы попечения над детьми (XVII – н. XX в.в.)Страница 2
По своей подчиненности большинство детских приютов относится к Ведомству учреждений императрицы Марии. Однако существовали приюты, которые находились в ведении различных благотворительных обществ, частных лиц, ведомств.
В конце 19 века в детские приюты Ведомства учреждений императрицы Марии кроме грудных также принимались дети 3 лет, которые оставались там до 12-летнего возраста.
Создавались также приюты для безнадзорных детей в возрасте от 6 до 16-17 лет. Здесь они готовились к самостоятельной жизни, получая начальное образование и обучаясь ремеслам и сельскохозяйственному труду.
В период с 1839 по 1899 г. Открывалось более двух приютов в год и к концу этого 60-летнего периода их насчитывалось в стране около 160. На полном содержании в приютах находилось примерно 6,5 тыс. человек, а с приходящими – более 13 тыс. Можно говорить об активном участии общественности в создании воспитательных учреждений для детей беднейших слоев населения.
Активную воспитательную и благотворительную деятельность осуществляло Петербургское общество попечения о бесприютных детях, содержащее приют более чем на 350 детей. Воспитательная работа здесь проводилась по возрастным группам: дети 1-4 лет находились на попечении нянечек; 4-7 лет – под руководством воспитателей учились шить и вязать, разучивали молитвы, стихи, буквы, игры. С 7 лет детей переводили в подготовительный класс, где учили грамоте, затем – по программе городского начального училища. И уже потом их переводили в приюты для старших.
Определенную известность приобрела Школа для общего образования и профессионального обучения детей, организованная братьями Прохоровыми при Трехгорной мануфактуре. По сути, это было первое в России профессиональное училище. В 1830 г. Оно объединяло около 1000 учащихся. Купцы братья Набилковы организовали приют-училище с подготовительной школой и пансионом. В разные годы здесь воспитывались от 50-200 человек.
Активнее действовали мещанские училища в Москве. В них получали приют сироты, которым давалось «приличное мещанскому сословию образование». [4, стр. 118-120]. Многие годы попечителем этих училищ был С.М. Третьяков.
Одним из самых крупных добровольных благотворительных обществ середины 19 века был Совет детских приютов, создавший приюты во всех районах Москвы. В них были организованы уход и воспитание детей работающих родителей. После освоения общего учебного курса по программе начальных городских училищ выпускники продолжали учение в ремесленных училищах.
Большую работу по призрению сирот и детей бедных осуществляло Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. Общество создавало ясли, приюты, начальные школы, ремесленные и другие профессиональные училища, а также издавало журнал «Детская помощь».
В середине 19 века существовало около полутора десятка общероссийских благотворительных организаций. В конце века только Ведомству учреждений императрицы Марии помимо двух воспитательных домов в Москве и Петербурге принадлежало более 300 приютов, яслей и школ, около 150 заведений учебного характера и 4 учебно-лечебных заведения.
Статьи по теме:
Ситуационный подход
Традиционные школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления. Этот комплекс теоретических знаний о том, как должны работать руководители, традиционно рассматривается как научный компонент управления. Приме ...
Малая социальная группа, ее функции, виды
Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Она представляет собой элементарную ячейку общества. В ней че ...
Объект
социологии
Долгое время в спорах о сущности и границах социологии как науки специально не выделялся вопрос об объекте социологии. Попытки поднять его практически оставались незамеченными. В какой-то мере это можно было объяснить тем, что общество яв ...