Возникновение и деятельность на территории Беларуси детских социальных
приютов в досоветский период. Становление и развитие
системы попечения над детьми (XVII – н. XX в.в.)Страница 3
Немало учебно-воспитательных учреждений появилось в России благодаря частной инициативе. Только одному из более известных благотворителей этого времени принцу П.Г. Ольденбургскому были обязаны своим возникновением и развитием около 500 благотворительных заведений. Среди них большой известностью пользовался «Детский приют принца П.Г. Ольденбургского» в Петербурге.
Перечень примеров участия общественности и частных лиц в воспитании и образовании детей можно продолжить и далее. Важно другое: все они стремились воспитывать достойных граждан. Постепенно складывался определенный опыт организации учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях. Обучение в детских приютах осуществлялось в соответствии с рекомендациями Министерства народного просвещения. Кроме изучения Закона Божьего, русского языка и арифметики дети обучались чистописанию, черчению, гимнастике и хоровому пению. В санкт-петербургских и московских приютах за правильностью обучения детей наблюдали инспектора по учебной части. Няни готовились в специально созданном в 1848 г. училище при воспитательном доме в Санкт-Петербурге. В нем кроме общеобразовательных предметов преподавались и специальные (анатомия и физиология, педагогика). Подготовка смотрительниц и их помощниц проводилась непосредственно в приютах Петербурга.
Следует отметить довольно гуманные методы воспитания в детских приютах. Здесь запрещались телесные наказания и использовались такие методы, как порицание, разъяснение неправильности действий. В качестве крайней меры объявлялся выговор. Содержание и формы воспитательной работы были разнообразными: использовались игры, посиделки, рыбалка, участие в хоре и т.д. Дети дежурили по кухне, убирали комнаты, стирали белье, занимались рукоделием, работали в приютских огородах и садах, обучались ремеслам. Таким образом, широко использовалось самообслуживание и профессиональное обучение, с помощью которых детей готовили к будущей самостоятельной жизни.
В целом, такие учебные воспитательные заведения, как приюты для детей бедных родителей и сирот, обеспечивали в 19 веке бесплатное первоначальное образование и воспитание, готовили детей к получению ремесленного и специального образования [4, стр. 118-120].
Теперь более подробно остановимся на том, как развивалось попечение над детьми в Беларуси.
В числе первых городов Беларуси, в которых открывались детские приюты, были Витебск, Вильно, Дрисса, Минск, Могилев. К 1903 г. на Беларуси было 29 таких заведений. Определенные сведения о них дает таблица 1.
Таблица 1. Количество приютов на Беларуси
Название губернии |
Всего приютов |
В т.ч. в уездах |
Призревалось детей |
Время открытия приютов | |||||
всего |
Мальч. |
% |
Девоч. |
До 19 в. |
Перв. Пол. 19 в. |
Втор. Пол. 19 в. | |||
Виленская |
6 |
1 |
398 |
155 |
39,0 |
243 |
- |
2 |
4 |
Витебская |
6 |
1 |
353 |
77 |
21,8 |
276 |
- |
1 |
5 |
Гродненская |
4 |
2 |
133 |
92 |
69,2 |
41 |
- |
1 |
3 |
Минская |
5 |
1 |
203 |
131 |
64,5 |
72 |
- |
2 |
3 |
Могилевская |
8 |
4 |
239 |
123 |
51,5 |
116 |
- |
3 |
5 |
Итого |
29 |
9 |
1326 |
578 |
43,6 |
748 |
- |
9 |
20 |
Статьи по теме:
Достоинства и недостатки адресной социальной
политики
Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся при соблюдении двух основных условий. Во – первых, среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи должен быть ниже прожиточного минимума, установленного субъектом Россий ...
Интеграция систем
Растущая сложность в экономике требует все более развитых систем интеграции и управления. Так, вполне типичным является пример продовольственной компании Nabisco, которая ежедневно выполняет 500 заказов на сотни тысяч различных наименован ...
Межличностная идентификация (онтогенез и бытие).
В онтогенезе личности овладение идентификацией как способностью приписывать свои особенности, склонности и чувства другим (экстрариоризационная идентификация), как способностью приписывать себе особенности, склонности и чувства других, а ...