Причины отклоняющегося поведения детей и подростков.Страница 3
2. Влияние асоциальных группировок в микросреде.
Как известно, на разных возрастных этапах развития человека решающим является тот или иной институт социализации. В подростковом возрасте на первое место выходит референтная группа сверстников. У подростка проявляется довольно отчетливое выраженное стремление к самостоятельности, эмансипации, автономности от взрослых, родителей. Это стремление к взрослости отнюдь не случайно. Подобным образом активно формирующееся сознание защищается от внушаемого влияния взрослых. Группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности оказывают большое значение в усвоении подростками социального опыта. По характеру социальной направленности И.С. Полонский делит стихийные группы на три типа:
· просоциальные или социально-положительные;
· асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;
· антисоциальные, т.е. социально отрицательные группы.
3/5, то есть большинство изученных подростковых объединений принадлежит к просоциальным, то есть социально положительным и близким к этому типу объединением. В просоциальных группах подростков объединяет естественное стремление к общению со сверстниками, стремление к коллективным формам отдыха, развлечений и это не должно вызывать беспокойства у органов профилактики. Конечно, и для такого общения также необходимы условия в виде клубов, парков, кафе. У подростка должны быть возможности собираться у себя дома, с вовлечением родителей в обсуждении проблем, интересующих молодежь.
Совсем другого рассмотрения требуют асоциальные и антисоциальные группы, которые должны быть, в первую очередь, в поле зрения специальных органов профилактики.
Таким образом, когда семья и школа перестает оказывать влияние, в результате подростки начинают усваивать моральные ценности неформальных групп. Эти группы, в конечном счете, играют основную роль в формировании личности несовершеннолетнего, выступая в качестве предпочитаемой среды общения.
Все эти факторы, которые носят субъективный характер, ведут к значительному росту десоциализации детей, которая проявляется в утрате социальных связей с семьей, школой, отчуждении от труда, увеличении роста подростковой наркотизации и алкоголизации.
Наряду с причинами социального характера возникновения отклонений в поведении подростков, существуют причины, которые носят субъективный характер и которые непосредственно связаны с кризисными явлениями в подростковом возрасте. К таким причинам относятся психологические предпосылки трудновоспитуемости.
Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудными является кризис подросткового возраста. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Отличается лишь тем, что появляется подростковое чувство взрослости – уровень притязаний, возвышающий положение, которое подросток еще не достиг. Появляется постоянное стремление подростка к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требование, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Многие подростки реализуют это чувство социально одобряемыми способами – хорошо и усердно учатся, занимаются спортом, творческой деятельностью, направляют свою активность и энергию на благо себе и окружающим. Однако наряду с этими способами доказать свою взрослость и завоевать достойное положение в социуме, зачастую подростки стремятся добиться авторитета с помощью отрицательных форм поведения. Подросток начинает курить, употреблять спиртные напитки, для мальчиков характерно стремление обладать качествами «крутого парня», почерпнутых из кино и телепередач. Отсюда стремление демонстрировать физическую силу, мужественность, раскованность, употребление жаргона или сленга.
К психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости можно отнести следующие, изменения, происходящие в психике и взаимоотношениях подростка:[17]
1. Ускоренное и неравномерное развитие подростка в период полового созревания:
· неравномерность развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощающая психическое и физическое состояние подростка;
· «гормональная буря», вызванная повышенной активностью эндокринной системы в период полового созревания и проявляющегося в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, непредсказуемости настроений подростка;
2. Изменения в характере взаимоотношений с взрослыми, родителями, учителями, выражающиеся в повышенной конфликтности подростка, что объясняется следующими причинами:
· так называемый конфликт «моралей», когда мораль подчинения, заменяется моралью равенства;
Статьи по теме:
Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей с ОПФР
Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Однако бесспорно признано наличие деструктивных изменений в таких семьях, воспитывающих детей с особенностями развития. И, в связи с тем, что именно в семье склады ...
Территориальный анализ рождаемости Приволжского федерального округа
Приволжский федеральный округ
— административно-территориальное формирование в центре европейской части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года.
Территория округа составляет 6,08 % от территории Российской Федерации. ...
Изучение деятельности школьного инспектора в профилактике правонарушений
несовершеннолетними в условиях образовательного учреждения. Система
профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими
Коррекция и реабилитация несовершеннолетних правонарушителей проводится в специальных учреждениях, а профилактика одна из самых главных функций школы, микрорайона, семьи, детского сада.
Л.В. Мардахаев рассматривает профилактику как испол ...