Причины отклоняющегося поведения детей и подростков.
Страница 1

Информация » Реабилитационный досуг для детей группы риска » Причины отклоняющегося поведения детей и подростков.

Микросреда, в которой вращается современный подрос­ток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для проявления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, без­личным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способ­ствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего пове­дения в подростковой среде.

В этой главе я постараюсь выделить основные причины и факторы, способствующие социальной дезадаптации ребенка и попаданию его в рискованную ситуацию. Условно их можно можно разделить на две группы: макросоциальные и микросоциальные. К числу первых относят общество, в котором живет человек, включая его историю, культурные традиции, мораль и нравственные ценности, политические и экономические проблемы и др. Вторая группа – это непосредственное окружение человека, его семья, друзья, а так же его физическое и психологическое состояние. Рассмотрим каждую группу.

Макросоциальные факторы:

1. Низкий уровень жизни большой части населения, сильный контраст распределения доходов в обществе.

Среди малообеспеченных слоев наиболее ярко выражен уровень наркотизации, алкоголизации, преступности. Подросткам из бедных семей зачастую приходится совершать преступления, чтобы просто выжить.

2. Дистанцирование школы от детей.

В настоящее время в большинстве общеобразовательных школ учеба не становится для школьников деятельностью, формирующей личность. Одной из причин потери интереса к учебе является утрата чувства ответственности. Анализ процесса обучение показывает, что:[11]

а) целеполагание (что будем изучать) осуществляется авторами учебников и учителями;

б) планирование (как изучать данную тему) реализует автор учебника, методист, учитель и лишь иногда, в общем порядке - ученики;

в) реализация плана - ученик с помощью учителя;

г) контроль и оценка результатов - учитель, редко сообща с учеником.

Получается, что целеполагание, планирование, оценка и контроль практически не принадлежат ученикам. Следовательно, происходит монополизация взрослыми права на рефлексию, а подросток становится исполнителем указаний. Результатом оказывается то, что называют «формализмом знаний». Поскольку за процесс обучения отвечает учитель, это порождает пассивность и скуку школьника на уроке. Подросток воспринимает себя как исполнителя, которому не дано выбирать, а поэтому и отвечать не за что. В итоге поведение оказывается ситуативным, зависящим от случайных, временных побуждений, мотивов, соответствующих операциям и действиям (частным задачам, т.к. общей цели нет). Мотивация, которую предлагает традиционная школа, - это или принуждение, или соперничество, и оба мотива, по меньшей мере, недостаточны.

Нагнетающую обстановку в школе нередко создают сами учителя. Они зачастую делят учеников на две группы. В первой группе те школьники, кто имеет достаточные умственные способности, на основе которых ими достигается академический успех с дальнейшей перспективой получения престижного высшего образования. Эта группа всегда признанна, имеет высокий социометрический статус в школе, и, как правило, для ее членов крайне редким является отклоняющееся поведение. Вторая же группа состоит из учащихся с менее выраженными умственными способностями, слабо развитым интеллектом и низкой учебной поддержкой семьи, - все это объективно мешает достичь академического успеха в школе. Но так как средняя школа ориентирована преимущественно на работу с первой группой учащихся и признания их высокого статуса и успеха, то вторая с самого начала учебного процесса начинает ощущать себя ущербной, неудовлетворенной своим положением и статусом. Нередко педагоги таких неуспевающих учащихся «стигматизируют» как лентяев, неудачников, второсортных, и в результате чего многие из них пытаются реализовать себя в девиантном поведении и неформальных объединениях, что автоматически переводит их в группу риска.

3. Недостатки досуговой системы.

В настоящее время сократилась доступность культурных ценностей: слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, практически отсутствует забота о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Нередко эти учреждения являются платными, а значит недоступными для подростков из бедных семей. Досуг стал сугубо потребительским - просмотр фильмов, прослушивание музыки и т.д. Как показывают данные одного социологического исследования[12], значительная часть времени отводится просмотру телепередач (18,8%); лишь незначительная часть молодых людей отдает предпочтение спортивным секциям (9,2%); чтению художественной литературы (3,1%), занятиям музыкой (1,2%), посещению театров, музеев, библиотек, выставок (0,2%), самообразованию (0,4%), посещению стадионов (0,2%); предпочитают встречаться с друзьями (9,8%). Большая половина молодых людей (58,8%) «убивают» свободное время бесцельно. На вопрос: "Мешает ли вам что-нибудь проводить досуг так, как хочется, и если да, то что именно?", ответы распределились следующим образом: не с кем пойти (2,2%), не умею организовывать свое время (7,6%), не хватает времени (15,4%), не испытываю проблем в организации досуга (20,8%), не хватает денег (28,2%), некуда пойти (21,2%). Эти данные еще раз подтверждают неэффективность досуговой системы в нашей стране.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Анализ результатов исследования «Проблема трудоустройства моряков во время кризиса»
На первом этапе нашего исследования мы провели контент-анализ анкет моряков, с целью получить данные об их социально-демографических характеристиках. Таких как: возраст, семейное положение, место проживание и пр. Классификатор и регистрац ...

Обособление как механизм социализации и индивидуализации личности
Происхождение механизма обособления . Реакцию бессознательного обособления можно наблюдать в любом сообществе стадных (стайных) животных. Несмотря на то, что эти животные объединены в стадо (стаи), они и внутри этого объединения действуют ...

Реализация социальной политики в области помощи инвалидам
Проблема инвалидности занимает одно из центральных мест в области мировых медико-социальных проблем, поскольку во всех странах есть люди с ограниченными возможностями и их число постоянно растет. Данные Министерства статистики свидетельс ...