Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России
Страница 10

Информация » Социально-педагогическая поддержка детей-сирот » Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России

Недостаток патронажа как деревенского промысла заключался не только в существовании убогих условий воспитания. Настоящей бедой, особенно, в конце XIX века была и сифилизация деревенского населения, в том числе и детей, источником которой была болезнь ребенка, поступившего из приюта, из-за женщины-кормилицы. Не случайно, поэтому в 90-е годы XIX столетия вопрос о воспитании покинутых детей неоднократно ставился врачами на Пироговских съездах, рекомендовавших не раздавать детей из воспитательных домов в семьи ранее достижения ими 3-х месячного возраста, когда картина состояния здоровья младенца более или менее прояснялась.

Передача ребенка на патронаж в семью осуществлялась на условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими детей на воспитание. Эти условия отличались крайним разнообразием не только по своему существу, но и продолжительности своего действия. Но какими бы они не были, если наступит момент, когда они оказываются неудобными для воспитателя, не взирая ни на что, он "приводит или приносит питомца обратно в приют".

Чтобы облегчить положение ребенка, переданного на патронаж, организовывался надзор за выполнением воспитателем своих обязанностей. С этой целью местности, где были взяты дети, делились на округа, которые вверялись надзору врачей или иного персонала, по возможности хотя бы с низшим медицинским образованием. В некоторых округах вместо постоянно живущего в округе "заведующего" устанавливалась объездная система, при которой командированное лицо, обыкновенно врач, делал периодические объезды своих питомцев. Но все это вошло в жизнь России уже во 2-ой половине XIX столетия.

Таким образом в начале XIX века, как и прежде, предметом государственной заботы оставалось устройство осиротевших бездомных детей в различного рода учреждения, заведения. Но если законодательство предыдущих лет всячески способствовало децентрализации устройства этих детей в воспитательные дома, приюты и т.п., то теперь положение стало меняться, поскольку существовавшая система "тайного приноса" имела серьезные недостатки. Поэтому, с одно стороны, предпринимаются поиски путей оказания помощи нуждающимся матерям, с другой, осиротевшие дети устраиваются несколько по-другому. Так, Павел I издал Указ о выдаче пособия бедной матери, которая не могла воспитывать детей собственными средствами. Но желающих получить это пособие "явилось такое множество, что пришлось прибегнуть к сокращению расходов". Поэтому императрица Мария Федоровна, в чьем ведении находилась помощь детям-сиротам, распорядилась выдавать это пособие каждый раз с ее разрешения. Это требование оказалось настолько трудно выполнимым, что выплата пособий таким матерям вовсе прекратилась. Что касается иного устройства детей, пополняющих ряды сирот, то с 1807 года появляется так называемое "городское воспитание". Заключалось оно в предоставлении матери возможности за определенную плату воспитывать своих детей дома до достижения ими 7-летнего возраста. Примерно в это же время предпринимаются попытки уничтожения системы тайного приноса детей. Теперь главным ориентиром в определении судьбы воспитанника стала передача его в крестьянскую семью для подготовки "сельского сословия". Поэтому в 1828 году принимается закон, воспрещающий дальнейшее строительство воспитательных домов в губерниях, тем более, что смертность в них составляла 75 % и более. А в 1837 году правительственный Указ обязывает всех без изъятия младенцев, приносимых в воспитательный дом, приюты, отсылать в деревню "с воспрещением обратного их поступления в это заведение". Уходом за детьми здесь наблюдали окружные надзиратели - главным образом врачи. Но при желании мать могла за вознаграждение сама ухаживать за своим ребенком до достижения им 3-х лет, после чего всякая выплата прекращалась. Это Указ, ориентирующий на воспитание брошенных детей исключительно в деревнях, имел своей целью удержать родителей от отдачи своего ребенка в воспитательный дом.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Статьи по теме:

Психология личности. Что такое личность.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и каждое определение личности заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют в совокупности социальных, приобрет ...

Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь - начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами ...

Общие положения учения О. Конта
Огюст Конт (1798–1857) является основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе. Это был энциклопедически образованный мыслитель, внесший существенный вклад в развитие социологии. Он выступал против того, чтобы с ...