Перспективные направления реформирования пенсионной системы РФ
Страница 1

Информация » Социальная политика в отношении людей пенсионного возвраста » Перспективные направления реформирования пенсионной системы РФ

За период, прошедший после принятия Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в РФ (постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ»), разработан и принят ряд нормативных актов, направленных на реализацию ее положений.

В 1996 г. вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персони­фицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», на основании которого создана основа новой инфраструктуры пенсионной системы, обеспечивающая информационную базу для мотивации уплаты страховых взносов всеми работающими. Введение персонифицированного учета должно осуществ­ляться в опережающем порядке, так как это создает предпосылки для последую­щих преобразований.

Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала корректировка порядка назначения и перерасчета пенсий с ориентацией на исполь­зование указанных лицевых счетов. В мае 1997 г. в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» внесены изменения, пре­дусматривающие установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе данных индивиду­альных лицевых счетов.

В целях осуществления дальнейшей работы в этом направлении принято По­становление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования». Для осуществления работ по обра­ботке информации по индивидуальному (персонифицированному) учету в системе государственного пенсионного страхования распоряжением Правительства Рос­сийской Федерации от 9 июня 1997 г. № 796-р создан Информационный центр персонифицированного учета при Пенсионном фонде Российской Федерации.

Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» предусмотрен переход на принципиально новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, основанный на определении индивидуально-

го коэффициента для каждого пенсионера. Новый механизм обеспечивает не толь­ко исчисление размера пенсии, но и ее перманентную индексацию строго исходя из темпов роста средней заработной платы в стране. Одновременно он позволяет более объективно, чем старый, дифференцировать размеры пенсий в зависимости от трудового вклада и ограничивает влияние уравнительных факторов в пенсион­ном обеспечении.

Позитивный сдвиг наблюдался в соотношении средней пенсии и средней зара­ботной платы в стране:

· 26% в 1992 году,

· 35-39% —в 1997-98 гг.

Однако этот сдвиг достигнут за счет резкого сокращения дифференциации в размерах пенсий. В настоящее время дифференциация максимальной и минималь­ной пенсий составляет 1,7:1 вместо 3:1 по законодательству. Вследствие этого за­работная плата практически не играет роли при исчислении размера пенсии, и у населения ослабли стимулы к «зарабатыванию» пенсии.

В период после начала пенсионной реформы развитие системы негосударст­венного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия нормативной правовой базы, адекватной системы регулирования их деятельности. Это негатив­но отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пен­сионных фондов и низком уровне доверия к ним населения.

Объективной причиной финансовой нестабильности пенсионной системы явля­ется, с одной стороны, кризис неплатежей в народном хозяйстве, с другой — ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям в стране.

Число пенсионеров растет, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение.

Временная нормализация финансовой ситуации в период более благоприятного в силу демографических факторов соотношения численности между пенсионерами и плательщиками взносов (2000-2007 гг.) не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность действующей системы пенсионного обеспечения. Прове­денные расчеты показывают, что в последующий период кризис пенсионной сис­темы, основанной на существующих принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного фонда Российской Федерации. Подобные выводы основываются на данных долгосрочно­го демографического прогноза.

Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного обес­печения можно достичь лишь через поэтапное повышение пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.

Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосыл­ки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к комбинированной системе пенсионного обеспече­ния, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансиро­вания пенсий. Формирование значительных пенсионных накоплений позволит снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численно­сти между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами и тем самым суще­ственно повысить ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Статистический анализ уровня жизни населения Чувашии. Краткая экономическая характеристика Чувашской республики
По уровню экономического развития Чувашия находится между «середняками» и регионами-аутсайдерами. Ее душевой ВРП, скорректированный на стоимость жизни в регионе, составляет только 54% от среднероссийского. В Приволжском округе хуже только ...

Причины социального сиротства
Мать Отец 1. Лишение родительских прав 55% 39% 2. Умер(ла) 26% 17% 3. Осужден(а) 4% 6% 4. Отказ от ребенка 5% 2% 5. Ребенок отобран решением суда 4% 3% 6. Признан(а) недееспособной 1% 0% 7. Уклоняется от воспитания ребенка 2% 2% 8 ...

Сущность социальных институтов
Понятие институт (от лат. institutum — установление, учреждение) употребляется в трех смыслах: 1. Название научно-исследовательских учреждений, а также многих специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалиф ...