Теоретические основы социально-педагогической
поддержки детей-сирот в истории России. Понятие социально-педагогической поддержкиСтраница 2
1. неблагоприятная адаптация воспитанников, вызванная комплексом причин социального (изменения социального статуса ребенка), медицинского (отягощенная наследственность, невротизация), психологического (социально-педагогическая запущенность) характера;
2. организационно-воспитательная перегруженность, неоправданное стремление педагогов и воспитателей заполнить день ребенка как можно большим количеством мероприятий, при этом система воспитания применительно к современной российской действительности асоциальна, ребенок не готовится к жизни в реальном социуме;
3. слабая координация ведомств и служб государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4. недостатки в медицинском, социально-правовом обслуживании детей-сирот.
Указанные проблемы снижают эффективность процесса социализации данной категории детей. Результатом трудностей социализации является низкий уровень социальной адаптации, социальной активности, социальной компетентности воспитанников детских домов, сформированности социальных ценностей
Как показал анализ педагогического опыта работы учреждений для детей-сирот, современное сиротство как социальная проблема рассматривается комплексно на медико-психолого-педагогическом уровне, при этом все большее признание получает индивидуальное сопровождение ребенка.
Реализация процесса сопровождения и поддержки детей-сирот может рассматриваться как упрощенно (через комплекс действий-мероприятий), так и модельно – через сложную структуру, предполагающую взаимодействие различных субъектов и факторов психолого-педагогического сопровождения (см. приложение 1). Такое взаимодействие диктуется, прежде всего, необходимостью обеспечения оптимального качества поддержки детей-сирот в непростых для них жизненных обстоятельствах.
Мы предположили, что наиболее эффективно реализация такого взаимодействия может быть представлена как модель, включающая в себя различные компоненты. Организация такой модели должна интегрировать усилия управленцев, методистов, педагогов, психологов, социальных педагогов, других специалистов, участвующих в реализации процесса психолого-педагогического сопровождения в детском доме.
Таким образом, важнейшей организационной формой социально-педагогической поддержки детей-сирот в детском доме-школе является модель социально-психолого-педагогического сопровождения.
Служба социально-психолого-педагогического сопровождения является структурным подразделением детского дома, включает четыре подразделения: психологическое, коррекционно-педагогическое, социальное, валеологическое и обеспечивает эффективное социально-психологическое сопровождение ребенка во время его проживания в детском доме и в первые годы самостоятельной жизни.
Психологическое подразделение службы социально-педагогической поддержки представлено специалистами психологами, социальное – социальными педагогами, коррекционно-педагогическое – специалистами логопедами и учителем-дефектологом, валеологическое – специалистом валеологом. Руководство деятельностью службы социально-педагогической поддержки детей-сирот осуществляет заместитель директора детского дома по социально-психологическому сопровождению. Сопровождение осуществляется специалистами, имеющими педагогическое образование и специальную подготовку.
Служба социально-педагогической поддержки детей-сирот в своей деятельности руководствуется международной конвенцией о правах ребенка, законом "Об образовании", нормативными документами, Уставом детского дома, должностными обязанностями специалистов.
Цель деятельности службы: поддержка естественного развития социально адаптированной личности воспитанника детского дома, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.
В работе специалистов детского дома наибольшую значимость имеют следующие аспекты деятельности: определение уровня психического развития, потенциальных возможностей детей, осуществление полной коррекции нарушений психофизического развития воспитанников, через реализацию комплексных социально-педагогических программ поддержки, обеспечение полноценной социальной и психологической адаптации к среде, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
В решении проблем, возникающих в работе службы социально-педагогической поддержки, специалисты, прежде всего, руководствуются интересами ребенка.
Можно выделить следующие направления деятельности по социально-педагогической поддержке детей-сирот:
Статьи по теме:
Алкоголизм и наркомания - острая социальная
проблема
Проблема алкоголизма и наркомании всегда очень актуальна. Ни для кого не секрет, что алкоголизм и наркомания представляют очень большую опасность для общества. В первую очередь алкоголь вредит человеческому здоровью, потребление алкоголя ...
Приложения
Приложение 1
Классификатор
Категории анализа
Единицы анализа
Возраст моряков
18-22, 22-27, 27-35, 35-40, 40-50, свыше 50 лет
Уровень образования
Наименование должности *
Семейное положение
«женат», «разведё ...
Социальные движения
1. Движение сопротивления
- социальное движение, ставящее своей целью:
· во-первых - добиться перемен;
· во-вторых - блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения.
2. Нигилизм
- в 1860-х гг. - течение русск ...