Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России. Понятие социально-педагогической поддержки
Страница 1

Информация » Социально-педагогическая поддержка детей-сирот » Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России. Понятие социально-педагогической поддержки

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.

Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление – факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.

В последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.

Анализ литературы (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, Е.А. Стребелева, Н.Н. Толстых и др.) показал, что на сегодняшний день нет четкого разграничения между понятиями "сирота" и "социальный сирота". Проанализировав имеющиеся в науке определения сиротства (Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова и др.), мы в нашем исследовании представляем уточнение данных терминов и их логическое соотнесение друг с другом. Так, сиротство – это негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей. Дети-сироты – это лица, у которых умерли оба родителя или единственный родитель. По мнению Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга (1997), социальные сироты – это особая социально-демографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, а также морально-нравственным причинам, то есть это дети, которые имеют родителей, лишенных родительских прав, страдающих тяжелыми заболеваниями, в том числе и психическими, вследствие алкоголизма, наркомании и т.п.; отказавшихся от своих детей. Социальное сиротство, как указывает Е.М. Рыбинский (2004), есть "устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения)". Таким образом, в нашем исследовании социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, которые по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. Всех этих детей объединяет пребывание в государственных интернатных учреждениях.

В целом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны без вести пропавшими, недееспособны, отбывают наказание в местах лишения свободы, уклоняются от воспитания детей.

Анализируя труды российских и зарубежных ученых, мы установили, что, как правило, последствия сиротства сказываются на дальнейшем развитии ребенка, превращаясь в отклонения вторичного характера. Статистические данные показывают, что до 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, почти 55% отстают в физическом развитии, от 8 до 10% сирот имеют задержку умственного развития. Проблемы психического характера связаны с ранней депривацией, а также этиопатогенезом органического характера, вследствие чего возникает ряд жизненных трудностей ребенка-сироты. Важнейшей составляющей проблемы сиротства является задача обеспечения успешной социализации указанной категории детей.

На сегодняшний момент в России существуют следующие учреждения для детей-сирот:

1. детские дома;

2. дома ребенка;

3. детские дома семейного типа;

4. школы-интернаты;

5. школы-интернаты с углубленной профессиональной подготовкой;

6. школы-интернаты различной воспитательной направленности.

В процессе изучения теоретических источников, посвященных современному состоянию системы помощи детям, оставшимся без попечения родителей, нами выделены следующие проблемы в деятельности данных учреждений:

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Положение молодёжи в современном обществе. Понятие «молодёжи» в России
В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особе ...

Методы социологических исследований
При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности: · Опрос (анкетирование и интервьюирование); · Анализ документов (качественный и количественный); · Наблюдение (не включенно ...

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнител ...