Теоретические основы социально-педагогической
поддержки детей-сирот в истории России. Понятие социально-педагогической поддержкиСтраница 1
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.
Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление – факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической, культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно.
Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.
В последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.
Анализ литературы (М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, Е.А. Стребелева, Н.Н. Толстых и др.) показал, что на сегодняшний день нет четкого разграничения между понятиями "сирота" и "социальный сирота". Проанализировав имеющиеся в науке определения сиротства (Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова и др.), мы в нашем исследовании представляем уточнение данных терминов и их логическое соотнесение друг с другом. Так, сиротство – это негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей. Дети-сироты – это лица, у которых умерли оба родителя или единственный родитель. По мнению Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга (1997), социальные сироты – это особая социально-демографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, а также морально-нравственным причинам, то есть это дети, которые имеют родителей, лишенных родительских прав, страдающих тяжелыми заболеваниями, в том числе и психическими, вследствие алкоголизма, наркомании и т.п.; отказавшихся от своих детей. Социальное сиротство, как указывает Е.М. Рыбинский (2004), есть "устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения)". Таким образом, в нашем исследовании социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, которые по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. Всех этих детей объединяет пребывание в государственных интернатных учреждениях.
В целом к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны без вести пропавшими, недееспособны, отбывают наказание в местах лишения свободы, уклоняются от воспитания детей.
Анализируя труды российских и зарубежных ученых, мы установили, что, как правило, последствия сиротства сказываются на дальнейшем развитии ребенка, превращаясь в отклонения вторичного характера. Статистические данные показывают, что до 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, почти 55% отстают в физическом развитии, от 8 до 10% сирот имеют задержку умственного развития. Проблемы психического характера связаны с ранней депривацией, а также этиопатогенезом органического характера, вследствие чего возникает ряд жизненных трудностей ребенка-сироты. Важнейшей составляющей проблемы сиротства является задача обеспечения успешной социализации указанной категории детей.
На сегодняшний момент в России существуют следующие учреждения для детей-сирот:
1. детские дома;
2. дома ребенка;
3. детские дома семейного типа;
4. школы-интернаты;
5. школы-интернаты с углубленной профессиональной подготовкой;
6. школы-интернаты различной воспитательной направленности.
В процессе изучения теоретических источников, посвященных современному состоянию системы помощи детям, оставшимся без попечения родителей, нами выделены следующие проблемы в деятельности данных учреждений:
Статьи по теме:
Девиации, обусловленные гиперспособностями человека
Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистиче ...
Динамика развития культурно-досуговых учреждений в 20-30 гг. ХХ века
Рассмотрение данного вопроса хотелось начать с освещения особенностей исторического аспекта того времени. Это были первые годы Советской власти, когда ставились и решались задачи создания государственной системы народного образования, сам ...
Молодежная преступность в условиях мегаполиса
Молодежная культура занимает особое место в контексте национальной культуры и российского общества, которое обусловлено возрастными характеристиками молодежи.
В условиях российских мегаполисов в период социально-политических трансформаци ...