Численность рабочего класса

Информация » Рабочий класс в постсоветский период » Численность рабочего класса

Современная численность рабочего класса в России может быть определена примерно в 30 млн. человек. Из них квалифицированных рабочих – 21 018 тыс. чел.; неквалифицированных – 8363 тыс. чел.; рабочих ЖКХ, рекламных служб, телестудий и т.п. - 510 тыс. чел. Итого - 29 891 тысяча. Это более 40% всего экономически активного населения, 46-47% занятых сегодня в экономике россиян. Впрочем, к промышленному рабочему классу можно отнести 10 млн. человек (Трушков, 2002).

Достаточно убедительное представление о масштабах потерь, понесенных рабочим классом от навязывания новых отношений в стране, дает статистика изменений занятого населения в основных отраслях экономики (Таблица 2). Данные показывают, что сокращение численности занятых в разных сферах хозяйства происходит неравномерно, и более всего в проводимой реструктуризации страдают рабочие ведущих отраслей.

Итак, численность рабочего класса в России сократилась в 90-е годы примерно на 13 млн. человек. Что касается промышленного рабочего класса, то он ужался за это время на 7 млн. человек.

Сокращение численности рабочего класса является, на мой взгляд, показателем того, что положение рабочих в целом ухудшается. Если попробовать представить облик рабочего класса с точки зрения профессиональной и отраслевой принадлежности, статуса по занятости, он выглядит следующим образом: примерно 1/3 составляют промышленные рабочие, чуть более - рабочие других производственных отраслей, около 1/10 работают в сфере обслуживания и почти 1/5 находится в армии "лишних людей", безработных (Максимов, 2003).

Все меньше квалифицированных рабочих, поскольку молодые люди не хотят идти учиться в ПТУ, поскольку в обществе широко распространены представления о том, что рабочие профессии не престижны. Тем менее они привлекательны для молодежи, что не обещают высоких заработков и обеспечения высокого уровня жизни.


Статьи по теме:

Современный этап в развитии социологии управления в мире
В 60-70-х годах XX века в мировой управленческой мысли все более явственно на передовые позиции выходит системный подход в управлении, базирующийся на теории систем. Наиболее известными представителями этого направления являются уже упоми ...

Социология налоговой структуры
Социология налога является новым направлением науки в области налогообложения, направленной на изучение социальных феноменов, которые испытывает общество под влиянием налогообложения. В их число можно отнести различные примеры налоговой п ...

Результаты воздействия массовых коммуникаций
Можно говорить о следующих результатах воздействия на индивидуальное и массовое сознание: поведенческий эффект, активация, деактивация, эмоциональный эффект - влияние на страсти человека, появление страха и отчуждения, познавательный эффе ...