Проблемы и перспективы реализации реабилитационного досуга для детей группы
риска.Страница 1
Реабилитационный досуг для детей группы риска является сравнительно молодой и довольно перспективной профилактической отраслью. В его концепции содержатся новаторские идеи, которые заставляют пересмотреть традиционные взгляды на профилактику отклоняющегося поведения. Среди таких идей прежде всего можно выделить:
1. Отсутствие репрессивных мер воздействие – реабилитационный досуг не предполагает наказание «трудных» детей, их принудительное перевоспитание.
2. Опора на положительные качества подростка, а не демонстрация его негативных черт;
3. Ориентация, прежде всего, на интересы подростка. Концепция реабилитационного досуга не рассматривает подростка как бессознательного, не имеющего собственного мнения ребенка, за которого все должны решать взрослые и грамотные личности. В ней поощряется не пассивное следование за подавляющим большинством, а активная, самостоятельная позиция.
Такая концепция профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних является во всех смыслах более эффективной, по сравнению с традиционной. Под традиционной профилактической системой я подразумеваю деятельность таких учреждений, как комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), детская комната милиции и т.д. Репрессивные меры, которые они используют, в большинстве случаев не способствуют изменению в поведении ребенка, а, наоборот, могут вызывать ответную негативную реакцию. Сотрудники этих организаций в большинстве случает грубо общаются с несовершеннолетними, осуждают их, а иногда ведут себя с ними, как со взрослыми преступниками. Естественно, что ребенок не только их не послушается, но и сделает вопреки, и это будет вполне нормальная реакция, характерная для подросткового возраста.
Концепция реабилитационного досуга предполагает создание мотивации подростка на изменение. Иногда подросток даже не знает, что бывает веселая и интересная жизнь без алкоголя и наркотиков – наша задача ему эту жизнь продемонстрировать. Во многих «трудных» подростках заложен огромный потенциал, ему нужно только помочь проявиться.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что программы по реализации реабилитационного досуга следует внедрять и распространять на все более и более обширное количество детей и подростков. У этого профилактического направления существуют огромные перспективы развития.
Однако развитие данного направления требует не малых вложений со стороны правительства. Какие программы профилактики внедряются и реализуются на данный момент в России и есть ли в них место для направления «реабилитационный досуг»? Ответ на этот вопрос я попыталась найти в главном на данный момент и действующем документе по защите детства: Федеральная Целевая Программа «Дети России» на 2007-2010 годы. Приведу и проанализирую выдержки из этого документа:
В рамках программы ФЦП «Дети России» действует подпрограмма «Дети и семья», реализация которой осуществляется по трем направлениям:
1) «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
2) «Семья с детьми-инвалидами»;
3) «Дети сироты».
В рамках направления «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривается решение следующих основных задач:[31]
§ развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми;
§ защита прав и интересов детей;
§ укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
§ развитие инновационных технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности;
§ обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
§ создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Перечень мероприятий по направлению «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:[32]
· разработка и реализация программ оптимизации системы предоставления услуг несовершеннолетним, обеспечивающих единство и непрерывность реабилитационного процесса.
· Создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в том числе:
- проведение общероссийских и межрегиональных мероприятий для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- организация отдыха, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
· Укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в том числе:
- обеспечение функционирования единой электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в социально опасном положении;
Статьи по теме:
Методические основы социологического исследования влияния политики на межличностные
отношения молодежи. Обоснование метода исследования и разработка
индикаторов исследования
В предыдущем разделе, я построила показатели для переменных. Напомню, что показатель- это обобщенный фрагмент социальной реальности, который поддается непосредственному наблюдению, но не поддается измерению. Так, показатель нуждается в со ...
Основные проблемы рабочего движения
1. Неготовность заводских профсоюзов брать на себя власть по принятию тех или иных экономических решений на своем предприятии;
2. Низкий уровень социально-экономической и юридической образованности профсоюзных активистов. Сегодня существ ...
Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями.
«Инвалидность, о чем говорилось выше, - не есть чисто медицинская проблема. Инвалидность – это проблема неравных возможностей, это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурны ...