Дети группы риска как особая социальная группа. Общая характеристика детей группы риска.
Страница 5

Информация » Реабилитационный досуг для детей группы риска » Дети группы риска как особая социальная группа. Общая характеристика детей группы риска.

2 беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Существуют три категории беспризорников:[9]

· те, кто в силу различных обстоятельств, постоянно проживает на улице. Это дети, которые живут на улице более одного месяца;

· те, кто периодически живет на улице. Жизнь этих детей на улице обычно ограничена периодом от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей алкоголиков, семейных конфликтов, а так же увлеченные уличной романтикой, в которой они довольно быстро разочаровываются;

· те, кто живет (ночует) дома, но основные потребности удовлетворяет на улице. Последняя категория детей характеризуется тем, что значительную часть дня они проводят на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Эти дети в основной своей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции и комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).

Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных детей. Даже государственной статистики об их количестве на сегодняшний день не имеется. Экспертные оценки масштабов беспризорности и безнадзорности значительно различаются: от 500 тысяч беспризорных и безнадзорных детей в сумме (по оценкам Министерства образования) до 5 млн. только беспризорников (по оценкам Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны).[10]

Самым первым признаком проявления безнадзорности является систематическое непосещение детьми образовательных учреждений, что является прямым следствием отсутствия родительского контроля. В 2004 году в Московской области в результате мониторингового исследования выявлено, что более чем в 65% семей подростков отсутствует родительский контроль. Безответственная позиция родителей толкает подростков к неразборчивым дружеским контактам и приобщению через них к групповому отклоняющемуся поведению.

Нередко именно родители провоцируют уход детей из дома и увеличивают тем самым детскую беспризорность. По оценкам специалистов, в России ежегодно уходят из дома около 50 тысяч детей. Их уход связан с различными формами насилия и жестокого обращения с ними взрослых членов семьи.

В основном уличные дети ничем особенно не отличаются от обычных детей. Их потребности в безопасности, любви, понимании и т.д. - те же, что и у «домашних» детей. Различие в том, что потребности эти удовлетворены в меньшей степени. Уход на улицу вызван, прежде всего, поиском неудовлетворенных потребностей: желанием найти ту среду, где безопасно, где его примут таким, какой он есть, выслушают, помогут. Объединение беспризорников в группировки позволяет им решить многие житейские и психологические проблемы: жилья, питания, безопасности, общения, взаимопомощи. Эти группировки чем-то напоминают психотерапевтические группы, позволяющие их членам в какой-то мере разрешить свои психологические проблемы.

Подводя итог этого параграфа, я обобщу те качества, которые, по-моему мнению, напрямую относятся к детям группы риска.

Итак дети группы риска это та часть детей, которая в силу различных обстоятельств своей жизни более других подвержена негативным воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Эти дети отличаются повышенной чувствительностью к различным воздействиям внешней среды. Не имея достаточных личностных ресурсов для того, чтобы сопротивляться негативным влияниям извне, они чаще всего становятся зависимыми от той среды, которая их окружает. Этому способствует также внутренняя установка на сканирование чувств и отношений людей, их окружающих. Их восприятие себя, как правило, характеризуется низкой самооценкой, Я-концепция противоречивая и слабо осознанная. Хорошо приспосабливаясь в условиях «своей» среды, они тяжело адаптируются в среднестатистическом обществе. Часто при всей имеющейся наглости они ранимы, с низкой самооценкой, низким уровнем притязаний. Признающие силу, они пасуют перед натиском, им трудно говорить «нет». Их можно назвать «клубком проблем», которых они совершенно не осознают, т.к. заняты выживанием. Они часто обделены вниманием и поддержкой взрослых, бывают агрессивны. Остается неудовлетворенной их базовая потребность в эмоциональном тепле, привязанности, что крайне негативно сказывается в частности на психологическом состоянии ребенка: палитра чувств скудна донельзя. Поведение и речь – сплошные стереотипы. Социальный опыт однообразен. Зрелое поведение им неизвестно, а зависимое – норма жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Статьи по теме:

Стратегия борьбы с бедностью
Следует различать категории – «помощь бедным» и «борьба с бедностью». Соответственно должны быть и различные программы действий. Первая связана с поддержкой тех, кто в данный момент нуждается в жизненных средствах. Эта распределительная п ...

Групповые ценности
Реальное поведение индивида, выполнение своей роли в группе может соответствовать групповым ожиданиям, но может и противоречить им. Для того, чтобы такое рассогласование было очевидным, система групповых ожиданий должна быть как-то экспли ...

Репрезентация женщин и мужчин в учебной литературе по политологии
В данном разделе объектом анализа были два учебника по политологии: 1) Политология. Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2006. – 588 с. [68] 2) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект-Пресс, 2003. – 4 ...