Анализ численности населения по полу, возрасту,
месту проживанияСтраница 1
При изучении территориального размещения населения выделяют население городское и сельское. В России городом считается населенный пункт с численностью жителей 20 тыс. и более, при условии, что не менее 85% их семей составляют рабочие и служащие. Сельское население - это лица, проживающие в сельской местности.
Половой состав населения характеризуется абсолютной численностью мужчин и женщин и относительными показателями удельного веса мужчин и женщин в общей численности населения. Показатель соотношения полов - число мужчин на 100 женщин - рассчитывается по формуле:
(Число мужчин: число женщин) ∙ 100%
В большинстве стран количество женщин преобладает, так как смертность мужчин во всех возрастных группах более высокая, а средняя продолжительность жизни короче, чем у женщин. Кроме различий в уровне смертности на соотношение полов влияют миграция (внутренние и внешние перемещения у мужчин более активное) и войны.
Возраст населения имеет особое значение для демографических характеристик, поскольку интенсивность демографических процессов зависит от возрастного состава людей. В статистических исследованиях возраст измеряют в виде целого числа исполнившихся лет. В зависимости от возраста наиболее часто в российской статистике выделяют следующие группы населения: младенческую (0-1 год), ясельную (1-3 года), дошкольную (4-6 лет), школьную (7-17 лет), трудоспособную (женщины 16-54 года, мужчины 16-59 лет), фертильную (женщины 15-49 лет), пенсионную (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше). (5, стр.273-275)
Таблица 1.3
Распределение населения по полу и возрастным группам в Кемеровской области
Показатели, в тыс. чел. |
Годы | |||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 | |
Численность мужчин женщин |
1430,2 1587,0 |
1421,7 1580,4 |
1409,9 1571,7 |
1398,2 1563,9 |
Все население В том числе в возрасте, лет 0-9 10-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-70 70 и старше |
3017,2 331,2 506,9 419,0 459,5 500,9 287,4 302,5 209,8 |
3002,1 309,6 506,9 429,1 436,9 512,7 282,6 301,1 223,2 |
2981,6 292,1 501,6 437,0 416,7 516,3 285,9 298,5 233,5 |
2962,1 279,0 492,0 445,0 399,2 519,1 292,8 295,0 240,0 |
Рассчитаем удельный вес половозрастных показателей в общей численности населения.
Мужчины Женщины
1998 г. 1430,2 : 3017,2 ∙100 % = 47,4 % 1587,0 : 3017,2 ∙ 100 % = 52,6 %
1999 г. 1421,6 : 3002,1 ∙100 % = 47,4 % 1580,4 : 3002,1 ∙100 % = 52,6 %
2000 г. 1409,9 : 2981,6 ∙100 % = 47,3 % 1571,7 : 2981,6 ∙100 % = 52,7 %
2001 г. 1398,2 : 2962,1 ∙100 % = 47,2 % 1563,9 : 2962,1 ∙100 % = 52,8 %
Городское население Сельское население
1998 г. 2616,7 : 3017,2 ∙100 % = 86,7 % 400,5 : 3017,2 ∙100 % = 13,3 %
1999 г. 2603,2 : 3002,1 ∙100 % = 86,7 % 398,9 : 3002,1 ∙100 % = 13,3 %
2000 г. 2583,0 : 2981,6 ∙100 % = 86,6 % 398,6 : 2981,6 ∙100 % = 13,4 %
2001 г. 2567,9 : 2962,1 ∙100 % = 86,7 % 394,2 : 2962,1 ∙100 % = 13,3 %
население в возрасте
моложе трудоспособного трудоспособном
1998 г. 647,1 : 3017,2 ∙100 % = 21,4 % 1764,5 : 3017,2 ∙100 % = 58,5 %
1999 г. 618,7 : 3002,1 ∙100 % = 20,6 % 1781,8 :3002,1 ∙100 % = 59,4 %
2000 г. 588,1 : 2981,6 ∙100 % = 19,7 % 1798,3 : 2981,6 ∙100 % = 60,3 %
2001 г. 563,0 : 2962,1 ∙100 % = 19,0 % 1810,0 : 2962,1 ∙100 % = 61,1 %
старше трудоспособного
1998 г. 605,6 : 3017,2 ∙100 % = 20,1 %
1999 г. 601,6 : 3002,1 ∙100 % = 20 %
2000 г. 595,2 : 2981,6 ∙100 % = 20,0 %
2001 г. 589,1 : 2962,1 ∙100 % = 19,9 %
Расчеты по остальным возрастным группам представим в таблице 1.4
Статьи по теме:
Основные принципы реформирования пенсионной системы
Реализуемая в настоящее время Программа пенсионной реформы, как и рассматриваемые предложения по реформе пенсионного обеспечения на среднесрочную перспективу определяют государственное пенсионное страхование следующим образом:
Государс ...
Формирование культуры молодой семьи: состояние и перспективы
В параграфе обозначены типы детоцентрической, демократической и супружеской семьи – по мнению многих ученый культурный тип семьи будущего. Также представлена сегодняшняя модель культуры молодой семьи, представляющая собой совокупность про ...
Влияние приобретаемых в процессе обучения в ВУЗе качеств молодого
специалиста
Концептуальная схема нашего исследования такова: образовательные возможности учреждения - социальная группа «студенчество» - рынок труда молодых специалистов. Исследовательский вопрос в нашем проекте: каким образом происходит взаимодейств ...