Деятельность детских социальных приютов в советское времяСтраница 2
Таблица 2. Попечение над детьми в белорусских губерниях в 1910году
Название губернии |
Всего призревалось |
Отдано на воспитание частным лицам |
Оставалось в приюте |
Умерло |
% смертности |
Виленская (грудное отделение воспитательного дома) |
303 |
201 |
102 |
80 |
26,4 |
Витебская (Приют благотворительного общества) |
165 |
? |
? |
110 |
70,3 |
Гродненская |
162 |
162 |
- |
17 |
10,5 |
Минская (приют общества «Милосердие») |
425 |
105 |
25 |
264 |
62,0 |
Могилевская |
195 |
195 |
- |
57 |
29,2 |
ИТОГО |
1250 |
668 |
127 |
552 |
41,76 |
Следует отметить, что на Беларуси в так называемых заведениях закрытого типа, куда относились и приюты, свыше 80% воспитанников, по авторским подсчетам, составляли сироты и полусироты. Большинство из них находились на полном обеспечении, обучались грамоте по программам народных училищ, а также корзиночному и сапожному ремеслам. Свыше 75% детей в этих приютах составляли так называемые приходящие. К ним относили детей, которые состояли на полном или частичном обеспечении приюта, но ночевали у своих родственников или обедневших родителей. В виленских приютах, например, «приходящие проводят время с 8 часов утра и до 7 вечера и получают здесь пищу, а имеющие соответствующий для этого возраст – и обучение» [16, cтр. 63].
Особенностью стали приюты для детей евреев. На Беларуси их было не так много: иудеи больше тяготели к открытым формам призрения, при которых ребенок оставался бы пусть и не в полной, но все же семье. В материальном отношении эти приюты обеспечивались лучше других. В обучении детей-сирот преобладало изучение «еврейского закона», разнообразнее был список осваиваемых ремесел, а главное отмечалось больше организованности и порядка.
На рубеже веков среди постоянных жертвователей для детских приютов из знатных белорусских родов стало больше высокопоставленных чиновников, их жен и просто людей среднего достатка. Образцовым по меркам того времени был Федоровский детский приют княгини Паскевич для малолетних девочек в Гомеле. [17, cтр. 52].
К приютам относили не только благотворительные заведения для сирот и беспризорников, но и ясли, детские сады, интернаты. «Приюты, которые имеют задачей временное призрение малолетних детей, называются яслями», - так определяла Канцелярия Ведомства учреждений императрицы Марии. При этом возраст, при котором детей принимали в ясли или детский сад, не указывался.
С 1910 г. сначала в центральной России, а потом и на Беларуси появляется ряд новых типов приютов. Нечто напоминающее современную детскую деревню можно увидеть в «поселковых приютах», которые стали появляться в «здоровой местности», обычно на окраине или вдали от городов, где строили домики на 15-25 детей. Возле каждого домика – огород сад, птичий двор. Общими для детского поселка были школа и мастерские. В каждом домике – мать семьи (воспитательница), которая и вела основную воспитательную работу [17, cтр. 59].
Статьи по теме:
Рождаемость
Начиная со второй половины ХХ века в России происходит устойчивое сокращение уровня рождаемости. Внутрисемейное регулирование деторождения получает всеобщее распространение, превращается в неотъемлемую часть образа жизни людей и становитс ...
Понятие реабилитационного досуга, его задачи, принципы,
виды.
Чтобы разобраться, что же значит понятие реабилитационный досуг, необходимо сначала дать определение понятию социально-психологическая реабилитация. Под социально-психологической реабилитацией понимается системный процесс восстано ...
Теория социального обмена
Во второй половине XX века в американской социологии получает распространение теория социального обмена (или социального действия) – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами как фундамента ...