Экстремизм в молодежной средеСтраница 2
Многие ученые подчеркивают, что в основе молодежного экстремизма лежит так называемый этноцентризм - совокупность групповых конфликтных представлений, эмоционально-чувственных состояний и идеология вражды между своей и другими группами. Субъектами носителями этноцентризма (конфликтного этнического сознания) являются разные молодежные сообщества, которые дифференцируются от других по этническим, религиозным, социальным и другим признакам и могут рассматривать себя как «мы», а других как «они». Позитивные характеристики своей группы резко подчеркиваются и преувеличиваются, а свойства других групп и их членов оцениваются по стандартам своей группы (часто не всегда объективно) и при этом могут принижаться. Эта идеология и установка постулирует неизбежность отчужденности, враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между сообществами. Наряду с понятием этноцентризма в литературе, общественно-политической и идеологической практике используется ряд других терминов, которые или синонимичны или очень близки по своему содержанию понятию этноцентризма. Речь идет прежде всего о таких понятиях как национализм и терроризм.
Национализм как доминанта национального самосознания может означать привычку идентифицировать себя с определенной нацией или другой общностью, ставя ее по ту сторону добра и зла, признавая единственную - обязанность продвигать ее интересы, а также обеспечивать больше власти и престижа не для себя, а для нации или другой общности, которую индивид избрал для идентификации своей индивидуальности. Тоесть национализм, как и этноцентризм – явление широкого национального плана, корни которого могут иметь не только этническую, но и иную природу – политическую, идеологическую, социальную, религиозную и другую. Национализм как уникальное явление требует особого пояснения :
Во-первых, национализм многими авторами определяется как самоидентификация со своей нацией, как осознание общности со своим национальным целым и естественная любовь к отечеству с одновременным уважением и признанием права на самобытность других народов. Однако, это определение как бы «обеляет» все действия основанные на причинении вреда из-за чувства расовой, этнической или кокой либо другой неприязни, оставляя их за своими рамками. Поэтому оно не является точным и объективным.
Во-вторых, причины национализма очень многолики и корни их понимания лежат в осознании неповторимости наций, этносов и нардов.
Следует отметить что национализм и патриотизм имеют одни корни – преданность и привязанность к своей социальной общности (этнической, национальной или какой-либо другой), но затем в зависимости от того как эта преданность воспринимается и реализуется в конкретных действиях различают две систему социально-психологических установок, которые совершенно по разному предопределяют характер отношений между людьми как представителями разных сообществ. В одном случае они строятся на основе взаимоуважения и равенства, в другом - определяются явлением конфронтации, враждебности, стремлением к превосходству. Так почемуже национализм и патриотизм имея одни те же истоки имеют такие разные последствия . Ученые отмечают, что для внутреннего мироощущения представителей и того и другого направления характерно состояние внутреннего конфликта, заключающегося в несоответствии между образом идеальной модели и реальной действительностью. В результате чего меняется внутренний мир и позиция личности . Националист выстраивает для себя внутреннюю схему « я – хороший, мир – плохой». Эта схема позволяет оправдывать любые действия. А патриот пытается изменить этот мир другими конструктивными путями.
Для того что бы объяснить в каких случаях и почему движения, стоящие за общественные изменения прибегают к насилию, а не общепринятым формам политического участия, некоторые авторы переносят гипотезу фрустрации - с индивидуального на групповой уровень. Они рассматривают акты экстремизма как результат причиной которой стала социальная и политическая объделенность. В некоторых случаях видимая несправедливость, которая привела к зарождению экстремизма, восходит непосредственно к определенным историческим событиям. Другие формы экстремизма в основу своих действий кладут неспособность оказать значительное влияние на политические решения, они часто культивируют позицию нравственного превосходства над жертвами, откуда выводят оправдания своих жестоких деяний.
Статьи по теме:
Выборочный метод: определение и истоки
Задача построения выборки возникает всякий раз, когда необходимо собрать информацию о некоторой группе или большой совокупности людей. Выборку в той или иной форме используют в ориентированных на «жесткие» статистические методы опросах, в ...
Объект социального прогнозирования
Социальное пространство и социальное время характеризуют социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей. [50] Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость. Социальн ...
Теоретические основы статистического анализа уровня жизни населения. Уровень жизни: понятие и система показателей
Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень потребления их и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Такое определение связывает понятие &qu ...