Специфика проблем инвалидов в сфере занятости и трудоустройства и пути их
решенияСтраница 1
В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара. Такие данные приводит в своей работе Е.И. Холостова. [54, с. 173]. Так же, она справедливо относит трудовую сегрегацию (или изоляцию) инвалидов, к одним из важнейших социальных ограничений инвалидов.[55, с. 82]
Естественно, такое большое количество людей с инвалидностью, вызвано разными причинами (войны, катастрофы, несчастные случаи, ухудшение экологической обстановки, условия труда и т.д.), которые, несомненно, должны учитываться при формировании законодательства, касающегося социальной защиты этой категории населения.
Как свидетельствует история, "долгое время к инвалидам относились не так как ко всем остальным людям". [27, с. 6]. В настоящее время отношение к инвалидам так же отличается от отношения к тем людям, которые отклонений не имеют. "Отсутствие результативной системы социальной защиты выработало у многих инвалидов сознание своей второсортности и неполноценности. Это не только унижает достоинство человека, но и ограничивает возможность самозащиты". [48. с. 211]
Однако несомненно, что "переход к новому общественно-политическому строю привёл к кардинальному изменению социальной политики в постсоветском обществе и, вследствие – изменению всей его социальной сферы. Меняются приоритеты и принципы построения социальной сферы, отношение к различным социальным группам и система их социальной защиты". [29, с. 10] При этом, человек с инвалидностью следует рассматривать "не как пассивного получателя помощи и поддержки, а, в первую очередь, учитывать его жизненную силу и энергию, индивидуальные, культурные и гендерные отличия" [19; с. 335]
Анализ развития проблемы инвалидности, как социального явления, свидетельствует о том, что, пройдя путь от идеи изоляции "неполноценных" членов общества до концепций привлечения их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями во все общественные институты.
В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классической подход к проблеме инвалидности как к проблеме "неполноценных людей" и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, а всего общества в целом.
Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.
Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:
· нарушения статодинамической функции (двигательной),
· нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
· сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
· психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
Каждое ограничение имеет классификацию по степени выраженности:
1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.
Статьи по теме:
Социальные патологии в современном обществе и
поиски путей их преодоления. Истоки
негативности в социальной сфере
Совсем еще недавно социальная сфера считалась второстепенной, обслуживающей народное хозяйство СССР, его внутренние и внешнеполитические амбиции, хотя "забота о советском человеке" провозглашалась приоритетной с высоких трибун в ...
Резкое изменение направлений внутренних миграций
В последнее десятилетие внутри России происходит отток населения из северных и восточных регионов в центр и на юго-запад страны. Дальневосточный федеральный округ отличается среди всех других округов России самыми неблагоприятными тенденц ...
Нормативно-правовое обеспечение работы детских оздоровительных лагерей
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время - одна из важных задач не только педагогов и родителей, но и сотрудников муниципальных органов власти. По утверждению С.Н. Апатенко, директора Департамента государств ...