Общая характеристика основных проблем занятости и трудоустройства инвалидов. Законодательство Российской Федерации и зарубежных стран в сфере занятости и трудоустройства инвалидов
Страница 3

Информация » Проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в условиях современного общества » Общая характеристика основных проблем занятости и трудоустройства инвалидов. Законодательство Российской Федерации и зарубежных стран в сфере занятости и трудоустройства инвалидов

Статья 5.42 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, а именно:

1. Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного [12]

Помимо данных положений закона, существует еще целый ряд нормативных правовых актов. В частности, это: Федеральный Закон "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 №1032-1, Закон Ульяновской области "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" [8], Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)[50], "Европейская социальная хартия "(статьи 9 и 15 предусматривают создание условий труда инвалидов, адекватных их возможностям и равные права при устройстве на работу со здоровыми людьми) [7] (не смотря на то, что Россия подписала эту хартию, в силу в нашей стране она до сих пор не вступила) и другие.

Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" предусматривает финансирование в размере около 2147 миллионов рублей.[44] Но очень важно, что бы такие, достаточно большие деньги были успешно освоены и принесли реальную помощь инвалидам, а не были, как это часто бывает в нашей стране, большей частью просто разворованы чиновниками, отвечающими за их использование.

Если задачи, заложенные в целевой программе, будут успешно решены, то ежегодно в России будут возвращаться к активной жизни примерно 150-160 тысяч инвалидов.[35, с. 40] Это не только снизит нагрузку на бюджет страны, но и даст государству дополнительные рабочие руки.

На уровне регионов власти тоже иногда пытаются реализовать различные инициативы, направленные на привлечение к труду и занятости инвалидов. Например, в Воронежской области принят закон "О квотировании рабочих мест для инвалидов", который предусматривает более широкий круг гарантий инвалидов в сфере занятости и трудоустройства, чем это предусмотрено федеральным законодательством [39, с. 13.]; В Мурманской области принята специальная программа "Профориентация детей-инвалидов"[49,с.40-41.] Что касается нашего региона, то одной из последних инициатив в этой области Ульяновских властей является заявление о намерении брать на госслужбу инвалидов-колясочников. Глава региона Сергей Морозов поручил подготовить правовой акт, регламентирующий трудоустройство в органы власти людей с ограниченными возможностями.[2]

Кроме того, действует Закон Ульяновской области от 27.04.2009 N 41-ЗО "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области". Он указывает, что организациям, имеющим место нахождения на территории Ульяновской области и не являющимся общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, численность работников которых составляет более 100 человек (далее - организации), квоту для приема на работу инвалидов (далее - квота) в процентах к среднесписочной численности их работников в следующих размерах:

1) при среднесписочной численности работников организации от 101 до 200 человек включительно - 4 процента;

2) при среднесписочной численности работников организации от 201 до 500 человек включительно - 3 процента;

3) при среднесписочной численности работников организации свыше 500 человек - 2 процента.[9]

В городе Ульяновске действует Распоряжение Главы города Ульяновска "О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях города Ульяновска" [47]

Однако, учитывая все вышесказанное, следует оговориться, что отечественная правоприменительная практика далека от того, что установлено законом, а установленные им гарантии соблюдаются далеко не всегда.

К недостаткам современного законодательства можно отнести и то, что государственные социальные выплаты (пенсии и компенсаций за отменённые льготы) поставлены в зависимость от такого критерия инвалидности как группы ограничения способности к трудовой деятельности.

Этим шагом государство отняло право распоряжаться своим трудом у большого количества инвалидов, так как первая группа стала, по сути, означать понятие "нетрудоспособен".

Вместе с тем, люди с инвалидностью практически лишились стимула к труду. Разница в размере выплат между разными группами получилась весьма значительной (почти 1000 рублей) и, конечно, большинство людей с инвалидностью предпочитают всяческими способами добиваться первой группы и иметь более высокую пенсию, чем потерять в выплатах за небольшую вероятность трудоустройства, как на открытом рынке труда, так и через госструктуры. Государство всячески стремится сэкономить на затратах, и отдельные проявления этого могут проявляться в том, что органы медико-социальной экспертизы, которые и устанавливают группу инвалидности, могут умышленно занижать ее, уменьшая тем самым размер компенсационных выплат инвалидам.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Экстремизм в молодежной среде
Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о все новых и новых случаях ксенофобии и национализма, глав ...

Динамика развития семьи, основные тенденции
За последние десятилетия семья претерпела изменения, по которым можно определить и с уверенностью заявить, что институт семьи переживает трансформацию. Проследить ее ход можно по нескольким критериям. С точки зрения изменения демографиче ...

Теоретико-методологические основы занятости населения. Анализ занятости населения с позиций структурно-функционального подхода
В первую очередь определим основные понятия: Труд- работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. [1] Трудовая деятельность - осознанная, ...