Общая характеристика основных проблем занятости и трудоустройства инвалидов. Законодательство Российской Федерации и зарубежных стран в
сфере занятости и трудоустройства инвалидовСтраница 1
Среди достаточно большого количества нормативных правовых актов, регулирующих занятость и трудоустройство граждан в Российской Федерации (в том числе и инвалидов), определяющее и наиболее важное значение принадлежит Конституции Российской Федерации, где в статье 37 сказано: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду". [13] Делая ударение, именно на слове "каждый", автор этой работы имеет в виду и инвалидов. Но, к сожалению, как это часто бывает, декларируемые в Конституции нашей страны основные права и свободы граждан, не находят полного отражения в реальной действительности. Этому препятствуют самые разные причины экономического, культурного характера.
Следовательно, как утверждает ряд специалистов, "понятие "нетрудоспособен" противоречит Конституции, так как каждый из людей имеет право на труд".
[30, с. 52-53]
Следующим по юридической силе является Федеральный Закон. В статье первой Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (который является документом, специально регулирующим положение этой категории населения, в том числе и их права, обусловленные их статусом) дается следующее определение понятия инвалида: "Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты".[53]
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается соответствующая степень инвалидности (I, II, III или "ребенок-инвалид").
Признание лица инвалидом осуществляется специальным органом - федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Органы государственной власти должны содействовать трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства. Как видно, вышеназванный Федеральный закон так же не лишен декларативных элементов, рассчитанных скорее на некий желаемый результат в будущем.
Следует отметить, что в законе нет определения понятия занятости и трудоустройства. В толковом словаре даются их следующие понятия:
Трудоустройство – "устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве" [38, с. 802] .
Занятость – "наличие работы, обеспеченность работой" [38, с. 208].
Таким образом, становится заметной разница между двумя понятиями: категория "трудоустройство" шире категории "занятость". Оно начинается еще до того, как инвалид найдет подходящую работу и приступит к ней.
Причинами инвалидности признаются:
1. Общее заболевание
2. Инвалидность с детства
3. Трудовое увечье
4. Профессиональное заболевание
5. Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.
6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте. [3, с. 230], [57, с. 22]
Обеспечение занятости инвалидов регулирует статья 20 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с ней, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
3)стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
6) организации обучения инвалидов новым профессиям.
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Данная мера, безусловно, должна способствовать облегчению поиска работы инвалидами. Но вместе с тем, Законодатель не обращает внимания на возможность использования дополнительных методов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов: существенные налоговые льготы, материальное стимулирование и поддержку организаций, принимающих на работу большое число инвалидов и другие.
Статьи по теме:
Основные направления медико-социальной помощи беременным женщинам
В предыдущей части работы мы установили, что медико-социальная помощь – это комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегрированных мероприятий.
Рассматривая данную проблему относительно беременных женщин на соврем ...
Показатели СЭС
Социально-экономическая статистика представляет собой научную дисциплину, которая занимается изучением количественных характеристик массовых явлений и процессов в экономике и социальной сфере. Данные социально-экономической статистики обе ...
Алкоголизм
Некоторые думают, что пьянство и алкоголизм — это одно и то же. Это не совсем так. Слово алкоголизм (арабское аль кеголь — одурманивающий) ввел в обиход шведский врач Магнусе Гусе в середине XIX века[6]
. Алкоголизм, как правило, возникае ...