Образовательный потенциал рабочих УдмуртииСтраница 2
В настоящее время в республике функционируют 38 учреждений начального профессионального образования (НПО), в которых обучается 16,5 тыс. человек. Наибольшее число выпускаемых рабочих сосредоточено в сфере строительства (20%), сельского хозяйства (16%), общественного питания и торговли (14%), металлообработки (14%), транспорта (13%). Охват населения начальным профессиональным образованием – 113 человек на каждые 10 тысяч населения (по России – 115 человек). Опрос, проведенный Госкомитетом по делам молодежи республики в 2004 г., показал, что только 9 % учащихся школ ориентированы на получение рабочих профессий»[6].
С 2000 г. по 2004 г. число выпускников промышленных специальностей сократилось более чем в 1,5 раза, а сельскохозяйственных в 1,7% раз (общероссийские показатели составили 1,07 и 1,2 соответственно). С 2000 г. контингент профессиональных училищ и лицеев сократился на 450 человек. Количество принятых на обучение в 2005 г. сократилось по сравнению с 623 человека. На фоне уменьшения общего контингента увеличилось число обучающихся, имеющих отклонения в здоровье (в 2000 году – 377 человек, 2005 году – 590 человек) (диаграмма № 2)
Диаграмма № 4
Вопрос о необходимом уровне образования рабочих не вызвал больших разногласий у экспертов. Соотношение реального и требуемого уровня образования демонстрирует неудовлетворенность экспертов сегодняшней реализацией образовательного потенциала рабочих. Большинство из них признает, что начальное профобразование должно стать основной базой для подготовки рабочего. Дальнейшая подготовка в системе среднего профессионального образования, вследствие чего уровень образования будет повышаться. Однако это оказывается возможным только в перспективе, поскольку в настоящее время среднее профессиональное образование не имеет современной производственной базы для подготовки рабочих кадров. (табл. № 8).
Таблица № 8
Реальный и необходимый уровень образования рабочих (в процентах от общей численности рабочих)
Уровень образования |
Реальный уровень |
Необходимый уровень |
Неполное среднее |
0,8 | |
Общее среднее |
9,8 |
4,2 |
Полное среднее |
52,8 |
6,4 |
Начальное профессиональное |
18,1 |
46,2 |
Среднее профессиональное |
14,2 |
35,1 |
Высшее |
4,3 |
8,1 |
Из приведенной таблицы видно, что имеются существенные различия между реальным и необходимым уровнем образования рабочих, практически во всех категориях. Особенно в категориях «Начальное профессиональное» и «Среднее профессиональное», разница более 20% до необходимого уровня. Но в категории «Полное среднее» превышает на 46,4% реальный уровень по сравнению с необходимым, это означает, что люди идут на работу сразу после 11 класса школы, гимназии.
Статьи по теме:
Теории девиации
Проблема девиантного поведения изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого пери ...
Теоретико-методологические основы изучения проблемы медико-социальной
помощи беременным женщинам. Понятие и сущность
медико-социальной помощи
В настоящее время, когда все большее значение придается приоритетам общечеловеческих ценностей, феномен «здоровье» становится неотделимым от понятия устойчивого развития общества, а социальная составляющая является одним из ведущих его ко ...
Распространение гуманистического сознания в обществе
Сущность гуманизма — в человеколюбии, в утверждении ценности человеческой личности, ее права на счастье, в признании человеческой солидарности и общечеловеческих нравственных идеалов. Гуманизм требует ставить интересы человека выше любых ...