Профессиональное образование и рынок труда
Страница 1

Информация » Анализ уровня образования студентов и его динамика » Профессиональное образование и рынок труда

Российское общество столкнулось с ситуацией рассогласования таких важных компонентов, как рынок образовательных услуг, с одной стороны и рынок труда – с другой. Падение производства и резкое изменение структуры спроса на многие профессии, хроническое недофинансирование образование из бюджета и вместе с тем, расширение возможностей его экономической деятельности привели к раскоординации подсистем образования и рынка труда и не соответствию запросов последнего предложением учреждением профессионального образования. Разрешение обострившейся проблемы соотношения рынка образования и рынка труда требует немалых усилий.

В октябре – декабре было проведено исследование в Свердловской области (Уральский федеральный округ). Объектом стала молодежь, дифференцированная на группы по признаку «основной вид деятельности». Были выделены две группы молодежи – работающая и учащаяся (от 15 до 30 лет). Среди учащейся молодежи – старшеклассники (выпускники 9-х, 11-х классов), учащиеся профессиональных училищ, студенты вузов. Было опрошено 479 старшеклассников, 478 учащихся профессиональных училищ, 465 студентов, 487 молодых работников – всего 1900 человек.

Престиж образования в Уральском федеральном округе за период с 1997 по 2001, выявил ряд тенденций, характеризующих динамику спроса на профессии:

1) наблюдается увеличение числа вакансий по всем группам профессий (предполагающий различный уровень профессионального образования), что является показателем экономической стабилизации и некоторого экономического подъема.

2) проявляется стабильный спрос на рабочие профессии и позитивная динамика спроса на профессии, не требующие профессионального образования и подготовки. (табл. № 1)

Таблица № 1

«Динамика профессиональной структуры спроса (вакансий) в зависимости от уровня образования в процентах

Профессии

1997

1998

1999

2000

2001

Не требующие профессионального образования и подготовки

11

9

10

11

14

Требующие начального профессионального образования

61

61

66

67

62

Требующие среднего и высшего профессионального образования

28

30

24

22

24

Эта тенденция находится в явном противоречии с профессионально-обозревательными намерениями выпускников школ, которые в массе своей ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высокий уровень профессионального образования»[4].

Изучение образовательных планов старшеклассников Свердловской области показало, что:

Таблица № 2

Планы поступления старшеклассников в:

Проценты от опрошенных

ВУЗ

67,8

Техникум / Колледж

18,2

ПТУ

3,8

Курсы профессиональной подготовки

7,1

Другие намерения

3,1

Количество поданных заявлений в государственные вузы Свердловской области растет год от года; так, с 1995 года к 2001 году оно увеличилось в два раза ( с 37806 до 78372).

Образовательные планы молодежи, заканчивающей школу в поселениях с разным уровнем урбанизации, разнятся. Ориентация на высшее образование более выражена у будущих выпускников екатеринбургских школ (82,5%), значительно менее у учащихся городов области (58,2%) и села (67,9%). Эти группы учащихся, в свою очередь, в большей степени настроены на поступление в колледжи (техникумы) и профессиональные училища. Данное обстоятельство объясняется комплексом причин, связанных с территориальным размещением образовательных учреждений. Другим фактором, снижающим отток старшеклассников в вузы из областных городов и сельской местности, является уровень подготовки выпускников. В провинциальных школах он, как правило, ниже, поэтому на вступительных экзаменах они зачастую менее конкурентоспособны, чем их сверстники из городских школ.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Теоретические основы социологического исследования влияния политики на межличностные отношения молодежи (предмет исследования)
При определении теоретических основ предмета исследования необходимо указать те теоретические подходы, которые будут использоваться при описании свойств и характера их взаимосвязи в рамках предмета данного исследования. ...

Манипуляция в СМК
Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последователь ...

Особенности социальной политики в России. Социальная политика в России: реалии и перспективы.
Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразований проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радика ...