Сексуальная культура как проявление общественной жизни: теоретические
подходы и современные тенденцииСтраница 1
Сексуальная культура есть часть общей культуры, способ утверждения в социокультурном окружении посредством полового поведения, направленного на продолжение рода, удовлетворение биосоциальных потребностей, гедонистических, нравственных, эстетических интересов, познавательных, коммуникативных, компенсаторных, созидательных запросов [14, с.28].
Сексуальные отношения – естественное явление, ценность которого зависит от того, в какое соотношение и с чем оно приведено [14, с.104].
Человеческая сексуальность — выражение сексуального чувства и интимной близости между людьми, а также выражение идентичности через секс, под влиянием секса или основанное на сексе. Есть очень много форм человеческой сексуальности. Сексуальность человека включает широкий диапазон поведения и процессов, физиологические, психологические, социальные, культурные, политические, духовные или религиозные аспекты секса, а также человеческое сексуальное поведение. Сексуальность, как и прочие аспекты поведения человека, носит как биологический, так и социальный характер: некоторые характеристики сексуальности заложены генетически, другие формируются в процессе социализации.
Сексуальность представляет собой движущую силу социальной активности человека, поскольку направлена на достижение не только сексуального удовлетворения, но и социально-психологического состояния, обозначаемого как «счастье», повышение качества жизни. Переживания, связанные с полом, определяют выбор того или иного варианта поведения даже в ситуациях, заведомо не связанных с сексуальными контактами в узком смысле [70].
До 3. Фрейда сексуальность специально изучали, главным образом, психиатры и криминалисты. Они рассматривали преимущественно патологии, отклонения от нормы. В связи с этим тема сексуальности обрела некий криминальный или патологический оттенок. 3. Фрейд первым заговорил о сексуальности как о естественном свойстве, нормальном качестве нормального человека [19, с.44].
В своей теории культуры 3. Фрейд представлял точку зрения, согласно которой культура обязана своим возникновением подавлению влечения или отказу от него. Основная его мысль заключается в том, что культурные достижения являются результатами проявления сублимированной сексуальной энергии, из чего следует, что подавление или вытеснение сексуального влечения является необходимым фактором любой культуры [37, с.39-40].
З. Фрейд был одним из первых ученых, осознавших, что сексуальность - это свойство человека, присущее ему на протяжении всей жизни. Он считал, что половое влечение, или либидо (инстинктивное стремление к чувственному наслаждению), является ключевой силой, мотивирующей поведение [46].
Социальная терпимость «расколдовывает» сексуальность, побуждая рассматривать ее не глобально, а в конкретных социокультурных и личностных контекстах [22, с.38].
Человеческая сексуальность — это царство контрастов и противоречий, общественных тенденций и культурных императивов; это «чрезвычайно яркое явление, обусловленное объективными и субъективными аспектами, внутриличностными и внеличностными факторами, включающее совокупность биологических, психологических, социальных, культурных процессов, связанных с проявлением и удовлетворением половой функции» [15, с.15].
Запрещение тех или иных поступков далеко не всегда совпадает с запрещением говорить о них (табу слов). Бывают принципиально неназываемые, невербализуемые отношения; их существование общеизвестно, но о них не принято говорить или можно говорить только намеками, эвфемизмами [21, с.74-75].
Сексуальная мораль - система нравственных норм, регулирующих все стороны сексуальной жизни человека. Является одной из составных частей системы нравственных ценностей конкретного общества, включает не только правила полового поведения людей, но и этические, эстетические взгляды, обычаи , касающиеся вопросов секса [71].
Не смотря на то, что даже в пределах одной и той же культуры существуют разные нормы сексуального поведения для разных категорий людей (двойной стандарт, то есть разные нормы сексуального поведения для мужчин и для женщин, который в той или иной степени наблюдается почти везде; сексуальные роли, позиции в половом акте; приписываемая мужчинам и женщинам мотивация; право выбирать сексуального партнера и определять характер взаимоотношений с ним) [21, с.77-78], любовь способна наполнять собой все отношения между мужчиной и женщиной вне зависимости от социального положения, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, возраста и исторического периода.
Сексуальный опыт, основанный на собственных переживаниях человека, сугубо индивидуален, но складывается он под влиянием социальной среды и общедоступной информации. Чтобы понять феномен сексуальности, необходимо представить себе ее многогранность.
Если традиционный подход к половым отношениям заключается в поиске путей воссоединения двух половых начал, то социокультурная концепция помимо этого учитывает деятельностную и нормативные составляющие сексуального поведения, новые подходы к известной дихотомии (делению на гетеросексуальные и гомосексуальные отношения) и возможность бисексуальных проявлений, индивидуальных особенностей сексуальности личности, тем самым, расширяя объект притязаний.
Статьи по теме:
Фундаментальная и прикладная наука
Очень часто возникают дискуссии по поводу разделения фундаментальной и прикладной науки. Под фундаментальной наукой иногда понимают некие глубинные области науки — физику элементарных частиц, космологию и т.п. Можно, однако, видеть, что т ...
Прогнозирование методом экстраполяции
Прогнозирование методом экстраполяции позволяет осуществить прогноз на ближайшее время. Проанализируем тенденцию развития среднего размера пенсий в Чувашии.
Годы
Размер пенсии, руб.
t, пенсия за год
t2
yt
yt=a0+a1t ...
Профессиональный выбор молодежи
Начать взрослую самостоятельную жизнь с пособия по безработице – вряд ли об этом мечтают нынешние студенты высших учебных заведений России. По официальной статистике, 90% выпускников школ получают высшее образование. Эта же статистика гла ...