Статус социального работника в пенитенциарной системе
Руководствуясь международными стандартами, пенитенциарная система должна служить общепринятой цели
– перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления. Определены международные требования к обращению с заключенными, их содержанию под стражей. Они отражены в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными (1955 г.), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), Европейских тюремных правилах (1987 г.) и др.
В мировой практике достижение целей и соблюдение правил пенитенциарной системы возлагается на коллектив специалистов. Части 1, 2 ст. 49 Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключенными дают перечисление обязательного штата работников для пенитенциарных учреждений. В этом перечне – учителя, преподаватели ремесленных дисциплин, психиатры, психологи – стоят в одном ряду с социальными работниками. Следовательно, социальный работник имеет особый правовой статус – это самостоятельная профессия, предметом деятельности которой является решение задач во всем комплексе уголовно – исполнительной политики. Статья 61 тех же Правил указывает функции социального работника в исправительном учреждении:
– поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;
– поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;
– защита гражданских интересов осужденных;
– защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.
Особенностью российской практики становления социальной работы с заключенными является то, что ее содержание и методы основаны на отечественном и зарубежном опыте содержания заключенных. Изменяющиеся социально – экономические, политические условия, динамика численности заключенных и их разнообразный состав, сложившиеся традиции в отношении этой категории граждан обусловливают формирование моделей социальной работы в пенитенциарных учреждениях с учетом функций, направлений и форм этой работы и тех социальных ожиданий, которые предъявляются институту социальной работы. Поэтому в разработке функций и технологий профессиональной деятельности специалистов этого направления целесообразно исходить из того, чем, какими ресурсами они располагают для оправдания этих ожиданий. А именно: исторического опыта, состояния системы учреждений и условий содержания заключенных, особенностей и проблем данной категории как целевой группы социальной работы, перспективных технологий вмешательства.
Статьи по теме:
Методы социологических исследований
При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности:
· Опрос (анкетирование и интервьюирование);
· Анализ документов (качественный и количественный);
· Наблюдение (не включенно ...
Инфраструктура
Для того, чтобы одновременно следить за прохождением комплектующих и готовых изделий, синхронизировать действия поставщиков, согласовывать текущие планы инженеров и специалистов по сбыту, привлекать людей, занимающихся научно-конструкторс ...
Другая классификация
Исходя из целей и направленности девиантного поведения можно выделить его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К первому из них относятся отклонения, причиняющие вред самой личности: алкоголизм, суицид, мазохизм и др. Поведен ...