Роль семьи в социализации ребенка
Страница 2

Вышесказанное свидетельствует о том, что принятие подростком определенной внутренней позиции теснейшим образом связано с особенностями межличностных отношений в семье.

Что касаемо отношения родителей подростков-делинквентов, то чаще всего они испытывают чувство разочарования, связанное с неоправданными ожиданиями, надеждами, которые возлагались на ребенка.

Матери девиантных подростков в 53% случаях воспринимали беременность как существенное препятствие, вызвавшее внутренний конфликт, который сопровождался негативными эмоциями, тревогой, смятением, чувством страха и требовал либо принятия новой жизненной позиции, либо отстаивания старой структуры отношений с миром.

Обращает на себя внимание тот факт, что матери девиантных подростков часто выражают неудовлетворенность браком, недовольство своим супругом. Они отмечают, что рождение ребенка повлекло за собой много проблем, неприятностей, трудностей.

Таким образом, результаты исследования позволяют выделить ряд социально-психологических особенностей, являющихся источником развития делинквентности подростков:

1. Неудовлетворенность супругов браком. Негативное эмоциональное состояние в неполных семьях.

2. Отвержение супруга через подростка. Мать выражает недовольство подростком, так как он получил в наследство или приобрел путем подражания многое от супруга. Среди его разнообразных черт характера оказываются и те, которые вызывают раздражение у матери. При этом подросток является объектом перевоспитания. Как правило, стремление "исправить" ребенка не приводит к ожидаемым результатам. Данная ситуация становится причиной нежелательного поведения. Под угрозу ставится положительный образ подростка или его элементы недостающего родителя, что увеличивает риск психологического срыва ребенка.

3. Неудовлетворенность жизненных устремлений. Так, данные показывают, что в 65 % случаях матери девиантных подростков не испытывали положительно окрашенных чувств к ребенку во время беременности, по их мнению, рождение ребенка повлекло за собой проблемы, неприятности, трудности. Это говорит о том, что беременность была не планируемой, мать имела далеко идущие планы или установку на "свободную жизнь". Поэтому беременность являлась существенным препятствием на пути реализации своего потенциала. Нерешенный внутренний конфликт после рождения ребенка решается внешними средствами, то есть через отношения с малышом. В глубине души мать не радуется его рождению, а сожалеет о случившемся, подсознательно продолжает воспринимать ребенка как препятствие. Поэтому отношение матери к подростку характеризуется как эмоциональное отвержение.

Данная ситуация усугубляется тем, что срабатывает механизм проекции на подростка своих нереализованных устремлений, мать тем самым пытается реализовать себя в нем. В такой ситуации для матери ребенок становится средством, с помощью которого можно осуществить свои мечты, надежды. Однако если этого не происходит, то у родителя возникает по отношению к подростку чувство разочарования, обиды, раздражения, которые связаны с неоправданными ожиданиями, надеждами, возлагаемыми на ребенка.

4. Влияние опыта взаимоотношений, сложившегося в прародительской семье. Формирование материнского поведения связано с ситуацией в родительской семье. Причина отвержения ребенка матерью коренится в драме взаимоотношений женщины с непринятием ее собственной матерью с детства. Эта материнская депривация сделала невозможным процесс идентификации с матерью как на уровне психологического пола, так и на уровне формирования материнской роли. Ведущая потребность женщины, отвергающей своего ребенка, – получить любовь и признание своей родной матери. Такая потребность приводит к эмоциональной зависимости от матери и во многом блокирует личностный рост женщины, не позволяя ей самой в будущем стать матерью.

Эти данные достаточно убедительно свидетельствуют о том, что матери девиантных подростков по отношению к детям испытывают отрицательные эмоциональные переживания, которые в свою очередь влияют на восприятие и интерпретацию подростками поведения родителей, их отношения к ним и самих себя.

Проведенное экспериментальное исследование показало, что в семьях девиантных подростков преобладает родительское отношение, характеризующееся как эмоциональное отвержение. В данном случае общение матери с подростком обозначено знаком неудовлетворенности, раздражения, напряжения, конфликтности. Родитель считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Современный этап в развитии социологии управления в мире
В 60-70-х годах XX века в мировой управленческой мысли все более явственно на передовые позиции выходит системный подход в управлении, базирующийся на теории систем. Наиболее известными представителями этого направления являются уже упоми ...

Элитное образование и социальная справедливость
Вопрос о дифференциации образования, о справедливости или несправедливости существования элитных школ довольно продолжительное время обсуждается в мировой литературе по социологии образования. В ней выявились два альтернативных подхода. Э ...

Система социального обеспечения и социального страхования в Российской Федерации
В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты и частного характера – пенсионного обеспечения, медицинского с ...