Роль семьи в социализации ребенка
Страница 1

Многие отечественные исследователи отмечали, что семья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление, осознание себя в семье определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых подросток предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их за собой на протяжении всей жизни. Педагоги и психологи, имеющие опыт общения с "трудными" подростками, знают, как нелегко поколебать их веру в то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им лишь плохого.

На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными интеллекту средствами подросток может прийти к различным внутренним позициям. Они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе.

Так, исследование взаимоотношений в семьях показало, что подростки- девианты вдвое чаще, чем благополучные учащиеся в своих высказываниях подчеркивают важность понимания и согласия в семье. В то же время они недостаточно уверены, что семья играет ключевую роль в развитии личности. Среди немногих подростков с отклонением в поведении семья видится счастливой, где родители проявляли бы заботу и любовь, а взаимоотношения были бы дружественными. 50% опрошенных подростков-девиантов убеждены, что родители должны признавать права ребенка, прислушиваться к его мнению, относиться с уважением. Несколько искажено идеальное представление о семье у данных подростков, которое сводится к тому, что в семье не должно быть конфликтов, скандалов, драк. Значительные отличия получены по фактору вмешательства родителей в личную жизнь подростка. Если девианты только в 12% отмечают нежелательным вмешательство родителей в их личную жизнь, то подростки из социально благополучных семей отрицают вмешательство в 50%.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что воспитательная стратегия родителей по отношению к асоциальным подросткам носит дистантный, агармоничный характер, где царит формализм во взаимоотношениях, отсутствия интереса родителей к проблемам детей, полная или частичная утрата ответственности за будущее детей.

Доказательством вышесказанному служат результаты исследования, где девиантные подростки в три раза реже, чем подростки с адаптивным поведением отмечают, что в семьях относятся к ним с заботой, любовью.

Нужно отметить, что подростки-делинквенты значительно реже отмечают во взаимоотношениях с родителями теплоту и открытость, выражая неудовлетворенность в общении. Чаще всего в отношениях проявляется грубость, враждебность и отстраненность родителей, постоянное вмешательство в их личную жизнь. Они в пять раз чаще, чем подростки с адаптивным поведением, отмечают, что чувствуют себя неспокойно, небезопасно.

Девиантные подростки воспринимают семью как препятствие на пути удовлетворения базовых потребностей.

В данной ситуации подросток не находит места в системе семейных взаимоотношений и общение ребенка с родителями обозначено знаком неудовлетворенности, напряжения. Эти отрицательные эмоциональные переживания проявляются в различных формах: агрессия, уход от травмирующей ситуации (бродяжничество, алкоголизация, наркомания и т.д.).

Нужно заметить, что подростки воспринимают родителей как микрогруппу, подавляющую активность подростка, не позволяющую ему быть самостоятельным, чрезмерно стремящуюся контролировать поведение подростка, ущемляющую его права. Такое отношение родителей к ребенку воспринимается как поучение, наставление, отвержение.

Подросток постоянно чувствует раздражение родителей, это вызывает у него ощущение ненужности. Теряя чувство собственной значимости, подросток стремится отгородиться от психотравмирующей ситуации, через демонстрацию негативного, противоправного поведения – все ради того, чтобы оттолкнуть взрослого от себя.

Утрачивая полноценные отношения с родителями, они вынуждены искать новые формы и средства, чтобы добиться внимания, любви родителей, ощутить свою значимость в семье. Чувствуя себя забытым и отверженным, ребенок борется против неудовлетворяющей ситуации и, воспринимая семью как ее первопричину, он открыто выражает враждебность, активно пытается восстановить эмоциональный контакт с родителями. Для этого подросток выбирает неадекватные формы поведения и воздействия на родителей. Например, привлечение внимания с помощью действий, которые настораживают, беспокоят родителей. Подсознательно подросток приходит к выводу, что отклоняющееся поведение – это верное средство завоевать любовь и заботу родителей, удержать их около себя.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Центры независимой жизни: опыт и практика в России и за рубежом
Лекс Фриден определяет Центр независимой жизни как некоммерческую организацию, основанную и управляемую людьми с инвалидностью, которая предоставляет услуги прямо или косвенно (информация об услугах), помогающие достигнуть максимальной не ...

Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России
Современная система социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями имеет многопрофильную инфраструктуру Различные ее подразделения входят в блок практической деятельности учреждений органов образования, здравоохранени ...

Виды речевой деятельности
РЕЧЬ сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей рег ...