Результаты исследования сформированности социальной адаптации подростков
Страница 6

Информация » Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков » Результаты исследования сформированности социальной адаптации подростков

Что касается подростков, у которых высокий уровень личностной тревожности коррелирует с высокой самооценкой, то возможно, что они с помощью девиантного поведения повысили ранее низкую самооценку и таким образом компенсировали неудовлетворенную потребность в самоуважении. Механизм повышения низкой самооценки за счет девиантного поведения был исследован в работе Валицкас Г.К.[11].

Вероятно так же, что личность подростка с таким содержанием -результат «нарцистического воспитания в семье. «Нарцистическая» личность формируется в результате такого воспитания, которое развивает в ребенке чувство своей собственной исключительности и превосходства перед сверстниками. Личность такого подростка является инфантильной и эгоцентричной. Если происходят события, подрывающие завышенную самооценку, то повреждение «Я» может выражаться в проявлениях отклоняющегося поведения. В отношении этой части исследованных подростков можно предположить и то, что высокая самооценка есть результат неадекватной оценки своих способностей и результатов своей деятельности. Как писал Ананьев Б.Г., «формирование самооценки еще не значит, что ее наличие всегда вызывает адекватную деятельность Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность, Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями, угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени-Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Решение этого вопроса зависит от того, является ли сама самооценка адекватной» [2]. Если ребенок не умеет адекватно оценивать свои способности, тогда у него не может быть адекватного представления о своих достижениях. Ребенок может оценивать свою деятельность, исходя из представлений, бытующих в референтной группе. Эти группы складываются случайно или в результате избирательной деятельности ребенка. Если уровень достижений и способностей в группе невелик, то ребенок может быть достаточно высокого мнения о своих способностях. Именно поэтому, возможно, подростки с девиантным поведением в этой группе исследуемых, обладают высокой самооценкой.

В результате всего вышеизложенного, можно сказать, что отклоняющееся поведение подростков есть результат взаимодействия личностных и средовых факторов.

Проведенным исследованием подтверждено существование личностных особенностей общих для большего числа подростков – девиантов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Статьи по теме:

Функции и структурная организация науки. Наука в Белоруссии в советский период
По существу, развитие науки в БССР началось с начала 50–х годов прошлого века. В это время в Минск для организации работы Академии наук был приглашен доктор биологических наук Василий Феофилович Купревич. Именно В.Ф. Купревичу Беларусь об ...

Виды, формы негативного поведения подростков, формирующиеся под влиянием отрицательных условий
При нарушениях процесса социализации, обусловленных неблагоприятными факторами. Среды, из-за невозможности удовлетворения потребностей ребенка, у детей и подростков могут возникать самые различные формы отклоняющегося поведения. Когда мы ...

Безработица
Безработица - незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Выделяют следующие виды безработицы: Безработица вынужденная и добровольная. Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уров ...