Влияние адаптации на процесс социализации подростков. Понятие личности, ее развитиеСтраница 3
Выделяются две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.
Скрытая акцентуация относится к обычным вариантам нормы. В обычных условиях она может вообще не проявляться под влиянием тех травм, которые предъявляют повышенные требования к месту «наименьшего сопротивления».
Личко Е.А. предлагает следующий перечень типов акцентуаций характера; гипертимный тип, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный тип.
Помимо акцентуаций характера на возникновение отклоняющегося поведения влияют типы поведенческих реакций специфичных для подросткового возраста. В перечень таких реакций входят следующие: реакция эмансипации (стремление высвободиться из-под опеки взрослых), реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.
Наибольшая вероятность формирования отклонений в поведении у подростка возникает тогда, когда он имеет акцентуации характера, относящиеся к следующим типам: гипертимный, циклоидный, эпилеплоидный, истероидный, неустойчивый и конформный типы.
На почве акцентуаций характера, как уже выше отмечалось, могут возникать «краевые психопатии». Происходит это в основном под влиянием неблагоприятных условий среды. Для этого обычно необходимо сочетание действия нескольких факторов:
1. наличие изначальной акцентуации характера;
2. неблагоприятные условия среды должны быть такими, чтобы адресоваться к месту «наименьшего сопротивления» данного типа акцентуации;
3. их действие должно быть достаточно продолжительным;
4. оно должно упасть на критический возраст для формирования данного типа акцентуации.
Этим возрастом для шизоида является детство, для психоастеника -первые классы школы, для большинства других - разные периоды подросткового возраста (от11-13 лет у неустойчивого до 16-17 лет у сенситивного типов). Только при паранояльном типе критическим является возраст от 30 до 40 лет.
В этом процессе роковую роль могут сыграть психогенные факторы, такие как неправильное воспитание.
Нас более всего интересуют «черты личности», формирующиеся под влиянием родителей и учителей на уровне реализации этих черт. Они имеют довольно устойчивый характер и оказывают влияние на общий стиль поведения индивида в долгосрочной перспективе, внутренне взаимодействуя друг с другом и с ситуацией. Зная их, можно объяснить или предсказать специфическое поведение людей данного типа. Для детей с отклоняющимся поведением характерно наличие таких особенностей личности, как низкая самооценка, высокий уровень личностной тревожности и психологическая отчужденность, акцентуации характера, психопатии. Далее мы рассмотрим, как они формируются и каковы их последствия для ребенка.
Статьи по теме:
Роль государства в обеспечении экономической безопасности личности
В последние годы государство утрачивает контроль над производством и распределением результатов труда, выпускает из рук базовые экономические и правовые рычаги воздействия на экономику. Финальные результаты потери управляемости экономикой ...
Изучение деятельности школьного инспектора в профилактике правонарушений
несовершеннолетними в условиях образовательного учреждения. Система
профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими
Коррекция и реабилитация несовершеннолетних правонарушителей проводится в специальных учреждениях, а профилактика одна из самых главных функций школы, микрорайона, семьи, детского сада.
Л.В. Мардахаев рассматривает профилактику как испол ...
Современная зарубежная социология
Бурное развитие социологической науки в XX веке породило много течений, которые придерживались самых различных концепций, взглядов как по общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.
В XX веке социология пошла «вширь» — он ...