Общественное мнение и процессы управленияСтраница 3
Как правило, этот процесс бессознателен по своей природе и происходит автоматически.
При рассмотрении феномена образа выделяются три его составляющих элемента:
Образ-знание,
выступающий в форме зафиксированного знания, т.е. как отраженная субъектом картина существующей реальности.
Образ-значение, создающий значение объекта (человека, группы, события, факта реальности, предмета и т.д.) для субъекта, встраивая конкретный объект в ценностно-смысловую систему человека. Образ-значение создает личностный смысл объекта, обеспечивает возможность выбора действий по отношению к нему. Например, человек может знать, что политик Х недальновиден, совершает ошибки в подборе команды,не имеет четкой программы, но в своих выступлениях часто подчеркивает необходимость борьбы с преступностью (образ-знание). ПОЛИТИКУ успешно проводит различные политические акции, верно выбирая стратегию своего поведения, имеет детально разработанную программу и сильную, сплоченную команду (образ-знание). При выборе кандидата для голосования человек решает, что важнее именно для него.
При этом, как правило, решающую роль играют провозглашаемые идеи, а не осознание реальных возможностей политиков для решения тех или иных проблем. Для избирателя неважно, как политик будет решать те проблемы, о которых он говорит. Важнее то, что эти проблемы просто обозначены. Поэтому, если человек боится поздно возвращаться домой из-за неспокойной обстановки в своем районе, для него задача борьбы с преступностью является личностно значимой,
и это побудит его отдать свой голос на выборах политику X. Подобные парадоксы - не редкость, поэтому мы подробнее остановимся на них ниже и рассмотрим на конкретных примерах.
Образ потребного будущего.
Человек прогнозирует возможные изменения, предвидит возможные события, которые могут быть значимыми для него. Например, избиратель может понимать, что в настоящее время, не обладая достаточной властью и возможностями, данный политический лидер не может решить значимые для него проблемы, но. в будущем, по его мнению, эти проблемы будут решаться политиком в первую очередь.
Здесь речь идет не о трех независимо существующих феноменах, а о некоторой системе их соподчинения. В этой связи представляется, что политическая активность масс определяется в первую очередь образом-значением и образом потребного будущего. Образ-знание, в свою очередь, концентрирует в себе переработанную и проинтерпретированную избирателем информацию. Он влияет на формирование образа-значения и образа потребного будущего, а через это - на политическую активность масс. Поэтому при коррекции мнения социальной группы о конкретном политическом лидере быстрого изменения можно достичь при воздействии и изменения уже существующего у группы образа-значения и образа потребного будущего. Влияние же на мнение группы через образ-знание имеет более длительный характер, но, по-видимому, результат этого воздействия является более устойчивым.
Взаимосвязь трех аспектов феномена образа можно представить наглядно:
· образ-значение
· политическая активность масс
· образ-знание
· образ потребного будущего.
Очевидно, что существование у группы образа Клиента-политического лидера вовсе не предполагает наличие всех трех его форм, но обязательным является существование образа-знания. В таком случае можно оказывать воздействие на политическую активность населения, влияя на образ-знание при одновременном конструировании образа-значения.
Каждому отдельному человеку свойственен индивидуальный образ мира. Однако это не значит, что образ - чисто субъективное образование и не отражает адекватно объективную реальность. Критерием объективности образа можно считать тот факт, что данный образ свойственен не только отдельному индивиду, но и разделяется также другими людьми. (Кроме того, одним из аспектов индивидуального образа является представление, что этот образ разделяется другими людьми, т.е. существует не только объективная общность рассмотрения картины мира, но и субъективное понимание этого). В этом смысле мы можем говорить об образах, свойственных группам лиц, иначе говоря, об общественном (или массовом) образе.
Общество состоит из организаций, групп, страт, слоев и т.д., в которые объединены люди. Эти группы могут различаться по размерам, структуре, динамике. Но существование таких групп во многом зависит от существования единого общественного образа у тех, кто составляет данную группу. Конечно, это не означает, что все члены группы должны иметь идентичные образы событий и процессов, отдельных личностей, групп и т.д.
Статьи по теме:
Пресса
К концу 70-х годов в Америке перестали существовать вечерние газеты. В результате распространения Интернета предполагается «отмирание» и утренних газет. На протяжении последних десяти лет читательская аудитория ежедневных газет в Америке ...
Власть и ее виды. особенности государственной
власти. Общая характеристика
власти
Одним из главных признаков государства является наличие публичной политической власти. Говоря о проблеме политической власти, необходимо прежде всего рассмотреть, что такое власть вообще.
Во-первых, власть присуща любой организованной, б ...
Методика социальной работы с семьей группы риска
Ниже данная методика приведена как пример работы специалиста с семьей Михайловых.
План аналитической и интерпретационной работы с историей семьей Михайловых:
1. Схематическое изображение общей картины семейного случая.
2. Анализ семейн ...