Общественное мнение и процессы управленияСтраница 2
Предвыборная кампания политического лидера строится с учетом тенденций общественного мнения, сформированного в обществе в конкретныйисторический период. Однако целью кампании является создание желаемого для политика образа у населения, который побудил бы людей поддержать его на выборах. В процессе нашей собственной практики политического консультирования мы нередко сталкивались с возражениями относительно этой позиции. Как правило, они сводились к следующим: "Я хорошо известен. Все прекрасно знают мои взгляды, и любой здравомыслящий человек поймет, что я представляю серьезную программу. Почему я должен что-то менять в себе? Я такой, какой есть".
Ни для кого не секрет, что у любого политического лидера есть свои последователи и противники, чья позиция на предстоящих выборах более или менее известна. Конечно, возможны ситуации, когда по какой-либо причине люди изменяют свою точку зрения вплоть до противоположной. Если мы обратимся, например, к американской истории, то увидим, что в 1952 и 1956 гг. многие сторонники демократической партии поддержали на президентских выборах республиканца Д.Эйзенхауэра, поскольку видели в нем стоящего выше партийных барьеров генерала, героя войны, выдающуюся личность.
Однако есть и третья группа населения, которая не придерживается никаких политических ориентации, но которая составляет основную часть электората. Если начало демократических реформ у нас в стране повлекло за собой бурный рост политической активности населения, которая проявлялась в массовом электоральном поведении, активной поддержке (или, наоборот, оппозиции) различных политических течений, участии в массовых политических митингах и демонстрациях, то нынешняя ситуация в России качественно отличается от предшествующей. Появившиеся экономические и социальные проблемы начинают вытеснять на задний план политические интересы людей. На смену сильной политизированности приходит политическая апатия населения. И это в первую очередь выражается в нежелании участвовать в выборах. Последние общенациональные и региональные выборы показывают, что неудачи различных политических партий объясняются прежде всего тем, что люди устали от борьбы различных политических течений между собой, у многих групп населения нет мотивации для участия в электоральном процессе.
Как же создается эта мотивация? Через тот образ политика, который формируется у людей, поскольку образ и есть тот фактор, который опосредует политическую активность масс.
При этом надо иметь в виду, что конструируемый в процессе выборной кампании имидж политического лидера может качественно отличаться от того образа политика, который создается у населения при его восприятии. Для того, чтобы этого избежать, и проводится исследование общественного мнения, а точнее, массового образа политика, о котором мы говорим.
Итак, предвыборная кампания - это, по существу, борьба за голоса на выборах. И ее целью является привлечение на свою сторону людей, составляющих именно третью группу, о которой мы говорили выше, так называемых "нейтралов".Как это сделать? В первую очередь необходимо понять, что образ - это субъективный феномен. Но это не означает, что его нельзя изучить. Это значит, что существуют психологические факторы
и закономерности восприятия массами Клиента, которые влияют на формирование у них образа политика. Эти факторы необходимо учитывать как при конструировании имиджа Клиента, так и при проведении всей политической кампании.
Поэтому дальнейшая задача Консультанта будет заключаться в ответе на три вопроса:
1. Что побуждает людей (каковы их мотивы) принимать участие в политической жизни страны, в том числе в электоральном процессе?
2. Какие психологические факторы и механизмы влияют на . формирование у масс образа политического лидера?
3. Какова структура образа? Какой из его компонентов является наиболее важным и требующим самого пристального внимания при конструировании имиджа политика?
Понятие образа.
Под образом в социальной психологии понимается субъективная картина мира или его фрагментов, что предполагает интерпретацию лавинообразного потока информации, получаемой органами чувств, на основе уже сложившейся у человека категориальной системы. Подобного рода категории представляют интериоризированный общественный опыт, закрепленный в языке.
Статьи по теме:
Социальная помощь и социально-педагогическая деятельность
Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категор ...
Теоретико-методологические основы занятости населения. Анализ
занятости населения с позиций структурно-функционального подхода
В первую очередь определим основные понятия:
Труд- работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляет. [1]
Трудовая деятельность - осознанная, ...
Основы социального прогнозирования
Для российского общества, пережившего социально-экономический и духовно-нравственный кризис, обеспечение эффективности управления социальными процессами, необходимость выработки прогнозного видения развития, перспектив стало одной из акт ...