Государственная поддержка учителейСтраница 1
Как показывает проведенное нами исследование профессия учителя для многих респондентов оказалась непрестижной и маловостребованной, хотя многие осознают важность роли педагога в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сейчас молодые люди не выбирают профессию учителя и складывается ситуация, когда наши школы могут остаться без учителей. Отдельная проблема – это процесс старения профессии учителя. Проведя опрос учеников старших классов, мы выяснили, современная молодежь не тяготеет к преподавательской деятельности, вследствие чего профессия учителя «стареет».
Специалисты Центра социологических исследований МГУ, провели опрос российских учителей и пришли к своим выводам.
Не секрет, что большинство педагогов работают в школе исключительно "из любви к искусству". Средняя зарплата российского учителя – всего 4812 рублей в месяц (170 долларов), а четверть из них получают и того меньше - около 3000 рублей. При этом, как ни парадоксально, современные Макаренко и Ушинские готовы "сеять разумное, доброе, вечное" даже в том случае, если платить вообще перестанут, – лишь бы кормили. Потому что главная мотивация для них не деньги, а призвание, которому они служат. Учительский труд интересен прежде всего сам по себе (83% педагогов - дамы), а размер зарплаты стоит лишь на третьем месте (на втором - польза обществу). Выходит, все разговоры об их корыстолюбии - не более чем миф . Правда, к молодым Песталоцци это не относится - они легко готовы поменять учительскую профессию на более денежную и престижную. Но если зарплату все же повысят (хотя бы до прожиточного минимума), то и они останутся . Выяснилось также, что причина старения педкадров – не только нежелание выпускников педвузов работать по специальности. В ряде регионов для них . нет мест. За пять лет количество российских учеников уменьшилось на четверть – с 20 до 15 миллионов человек. Учительский же корпус сократился меньше: средний показатель по России – 1 учитель на 10 детей, в Европе - 1 на 15. Выгнать же "лишние" кадры у директоров школ рука не поднимается - куда деваться 50-летней «Марьиванне», тридцать лет отработавшей в классе? . Кроме того, пожилые учителя работают, что называется, до упора – пока хватает сил дойти до доски. Причины две: маленькая пенсия и боязнь остаться никому не нужным. Вот и вышло, что на фоне спада рождаемости молодых в школе не ждут. В провинции образовался даже конкурс на учительские вакансии, некоторые стоят в очереди годами. Естественно, самые активные и талантливые бегут из райцентров в крупные города, где устроиться гораздо легче. И через несколько лет в маленьких школах останутся только дамы пенсионного возраста. В Москве, кстати, дефицит учителей есть только по нескольким предметам – математика, русский и английский языки, физкультура. По остальным недобора практически нет .
Третий вывод, который сделали социологи, – сокращается число учительских династий. Что логично: престиж профессии крайне низкий, зарплаты маленькие . Поэтому мамы-педагоги решительно выступают против того, чтобы их дочки шли работать в школу. Уж лучше пусть бухгалтерами . Но высшее образование у учителей по-прежнему в чести - его имеют 84,2% опрошенных (еще 12% – среднее специальное). В целом же портрет современного учителя нарисовался такой: это женщина старше 43 лет, живет либо в крупном городе (34%), либо, наоборот, на селе (40%), стоит у доски уже 20 лет, имеет 13-й разряд ЕТС и получает около 5 тысяч рублей в месяц. Не слишком получилось привлекательно.
Поэтому необходимо поднять престиж профессии учителя.
В настоящее время правительство оказывает активную поддержку учителям. Это необходимо для повышения жизненного уровня учителей, условий их труда и увеличения престижа профессии. Таким образом, правительство старается привлечь молодежь к учительской деятельности.
Заявление Дмитрия Медведева о том, что 2010 год будет объявлен Годом учителя еще раз это доказывает. "Поддерживаю предложения образовательного сообщества об объявлении 2010 года Годом учителя", – сказал Медведев, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию. Он отметил, что государство сделает все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе, но при этом педагоги должны внимательно относиться к своим ученикам. Медведев сообщил, что стратегия развития российского образования скоро будет утверждена правительством. "Ее реализация продолжится как на основе национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство. Сегодня же основной акцент сделан на школьное образование", – сказал глава государства.
Статьи по теме:
Приложения
Приложение 1
Классификатор
Категории анализа
Единицы анализа
Возраст моряков
18-22, 22-27, 27-35, 35-40, 40-50, свыше 50 лет
Уровень образования
Наименование должности *
Семейное положение
«женат», «разведё ...
Влияние государства на эволюцию социальной структуры общества
Когда мы говорим о влиянии государства на эволюцию социальной структуры, то в первую очередь речь идет о поступательном развитии общества при применении действенных принципов экономической и социальной политики.
Одним из важнейших показа ...
Методика социальной работы с семьей группы риска
Ниже данная методика приведена как пример работы специалиста с семьей Михайловых.
План аналитической и интерпретационной работы с историей семьей Михайловых:
1. Схематическое изображение общей картины семейного случая.
2. Анализ семейн ...