Заключение

Социологическое изучение социальных ориентаций и жизненных путей студенческой молодежи, со всей очевидностью показывает, что данные вопросы не сводятся к педагогическим аспектам, что это крупная общественная проблема, решение которой невозможно без учета экономической, социологической, демографической и социально-психологической сторон и что субъективные планы на выбор профессии тесно связаны с реальностью выбора жизненного пути. Конфликт между субъективными склонностями молодежи и объективным выбором ею жизненного пути приобретает иные черты в современных условиях.

Итак, в ряду наиболее значимых ценностей молодых: связи, поддержка влиятельных лиц; качественное образование; трудолюбие, добросовестность; предприимчивость, находчивость; умение устраивать свои дела любым способом. Для сегодняшней молодежи характерно то, что ее социальные ориентации, личные планы тесно связаны с привлекательностью для молодежи определенных занятий и статусов и, как правило, она при своей самореализации в значительной части руководствуется этими субъективными намерениями. Молодежь обычно ориентируется на самые привлекательные занятия и статусы.

Сегодня в структуре субъективных стремлений происходит их реструктуризация под влиянием, прежде всего такого фактора, как заработок, который данная профессия может обеспечить. Сегодня молодому человеку трудно найти не только работу по специальности, в соответствии с квалификацией, перспективную с точки зрения продвижения, но нередко в определенные периоды жизни для части молодых людей вообще любую работу найти трудно. В этих условиях завышенные стремления как бы отодвигаются на второй план, приобретая характер желательной, но отложенной перспективы.

Жизненные пути молодежи сегодня существенно дифференцируются. Сегодня намечаются гораздо более разнообразные, в том числе полярные, потоки жизненных путей. Мы уже отметили, что складывается поток элитного образования и обретения соответствующих занятий и статусов. Существует относительно массовый поток молодежи, получающий доступ к высококвалифицированным профессиям, но которые не всегда связаны с приоритетными сферами хозяйства, деятельности, занятиями. Очень широк поток занятий, в который попадает молодежь после получения среднего и начального профессионального образования и который пользуется популярностью у определенных социальных (по происхождению, месту жительства и учебному старту) групп молодежи. Это позиции, которые обеспечивают занятия в сфере торговли, посреднических услуг, различного сервиса и сферы обслуживания, такой приобретшей универсальное значение профессии, как бухгалтер, и т. п. Между тем положение дел в еще одном массовом потоке жизненных путей, который должен вести молодых к получению высококвалифицированных рабочих специальностей, сегодня складывается не лучшим образом.

Следует отметить, что в ориентациях на образование усилились инструментальные мотивы, когда образование ценится прежде всего как средство достижения других целей — доступа к престижным сферам деятельности, к обретению более высокого статуса и соответствующего материального вознаграждения.

Как можно видеть, социально-профессиональное самоопределение молодежи, реализация ею в ходе жизненных путей своих социальных ориентации происходят сегодня в жестких условиях. Автономно и асинхронно развиваются основные подсистемы общества — экономические, демографические процессы, система образования, рынок труда и т. д. В результате возникают противоречия, которые непосредственно затрагивают общественное поведение молодежи в период самоопределения. Оно сопровождается сложной адаптацией к реалиям жизни, когда происходит пересмотр стереотипов, замена заимствованных представлений своими собственными, обретение личного трудового опыта. Проходят проверку основные ценности, вынесенные молодыми людьми из системы среднего образования.

Молодежь сталкивается с дефицитом рабочих мест, с дисбалансами на рынке труда между спросом и предложением, непосредственно познает, что такое безработица. Рушатся, деформируются многие прежние ценности жизни и социальные ориентации. Невозможность добиться намеченного, желаемого занятия и статуса могут вести к перманентной неудовлетворенности своим положением, к фрустрации. Молодежь может чувствовать себя отторгнутой, ущемленной, оттесненной на обочину социальной жизни. Возникающее недоверие к социальным институтам и социуму в целом может явиться питательной средой для экстремистских настроений. В целом в таких условиях молодежь утрачивает свою субъектность и может стать объектом каких угодно манипуляций для негативных сил в обществе.


Статьи по теме:

Качества речи и способы их достижения
Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. К основным качествам речи профессор Б.Н.Головин относил «правильность, точность, чистоту, ясность, логичность, ...

Материализм!
Однажды, еще в бытность Рональда Рейгана президентом, в Семейной столовой Белого Дома собралась небольшая группа людей, чтобы обсудить далекое будущее Америки. Группа, образованная вице-президентом и тремя главными советниками Рейгана, в ...

Критерии успешности социализации
Традиционно считается, что процесс социализации прошел успешно, если школьник усвоил нормы, ценности и правила поведения, принятые в обществе и школе. С таким подходом можно согласиться, но только тогда, когда ситуация в обществе достаточ ...