Классификация процесса наблюдения
Страница 1

Процесс наблюдения в социологии имеет далеко не последнее место, как один способов сбора социологической информации, и имеет определённые схожие черты с остальными видами, одной из которых является тот факт, что метод наблюдения также имеет определённую классификацию по различным признакам. Наиболее чётко выделяются четыре различных классификации, которыми пользуются социологи в процессе сбора информации.

В первую очередь, наблюдение классифицируется по степени участия в нём наблюдателя. Существует непосредственное участие наблюдателя в ситуации, когда он своими действиями имитирует именно ту ситуацию, на которую и направлена цель исследования. В таком способе исследования существует один положительный момент – исследователь рассматривает ситуацию изнутри, благодаря чему выводы и анализы получаются более точными. Непосредственно от данного метода существует простое наблюдение, т.е. то, в котором наблюдатель непосредственного участия не принимает, лишь документируя те данные, которые предстали его глазам со стороны. Однако и в таком виде наблюдения существуют свои плюсы. Не зная о том, что среди них существуют исследователи, объекты исследования не могут помешать субъектам в проведении тех или иных наблюдениях. В результате, объекты будут искренны в своих действиях.

Также в социологии выделяется степень формализованности, которая в свою очередь делится на два типа наблюдения: это бесструктурное и структурное наблюдение. Существует и другое название данных терминов: формализованные и неформализованные. И формализованные, и неформализованные методы обладают определенными свойствами, или возможностями, которые являются их достоинствами, но одновременно и их недостатками.

Разница этих двух понятий в степени контроля, который оказывает наблюдатель на объекты своего исследования. Бесструктурное наблюдение характеризуется тем, что процесс всех действий, оказываемых на объекты заранее неизвестна, даже для самого автора исследования. Контроль в данном исследовании имеет посредственное значение, он резко отходит на второй план, оставляя свободу действиям. Однако при таком виде наблюдения наибольшее значение имеет теоретическая часть исследования. Исследователю необходимо заранее просчитать те или иные действия участников, чтобы эксперимент не вышел из-под контроля.

В противоположность данному виду выступает структурное или стандартизированное наблюдение, которое чётко определяет не только все организационные моменты, но и весь процесс наблюдения. План такого исследования является наиболее полным из всех типов исследования и содержит такие признаки, как точность, пунктуальность и исполнительность, что обеспечивает чёткость определения поставленной задачи.

В отдельную категорию выделяют наблюдение по условиям организации. Здесь также существует два основных вывода: проведение наблюдения в естественной среде, примерами которыми могут быть любое немотивированное скопление людей и проведение наблюдения в лабораторных условиях, что зачастую предполагает закрытое помещение и изоляция от факторов внешней среды.

Наблюдение в естественных или полевых условиях обычно осуществляется в обычных условиях социума, в нашей повседневной жизни, поэтому исследователю необходимо применить весь накопленный опыт, чтобы провести эксперимент не только незаметно для его объектов, но на основе этого сделать соответствующие выводы. Наблюдение в лабораторных условиях не имеет столь же интересной работы, как и у наблюдения в полевых, поскольку полностью устраняется любая импровизация и всё подчинено строгому контролю.

В последнюю категорию входят типы наблюдения, которые различаются регулярностью проведения исследования. Социологи выделяют три наиболее крупные виды в данной категории:

1. Систематическое наблюдение – структурное поэтапное наблюдение, наиболее контролируемое, сроки которого могут быть неограниченными.

2. Эпизодическое наблюдение – кратковременное наблюдение, которое может выступать и в качестве одной из стадий систематического наблюдения, что бывает довольно часто.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Этническая характеристика Новосибирской области
Источником получения данных о национальном и языковом составе населения являются переписи населения. В ходе Всероссийской переписи населения 2002 года было обеспечено выполнение Конституции РФ в части свободного самоопределения национальн ...

Социальные функции, цели образования. Проблемы образования
Актуальность изучения процесса социализации, факторов, на него влияющих, обусловлена, прежде всего, значимостью его в эволюции человеческого общества. Развитие социума опосредовано непрерывной сменой поколений. Специфический для вида Homo ...

Основные направления работы социального педагога с малообеспеченными семьями
К основным направлениям работы социального педагога с малообеспеченными семьями можно отнести: - выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений, ...