Образование, средства массовой информации как институты социализацииСтраница 1
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.
Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития
В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное образование" подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Стало быть, функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.
В социологии объектом изучения выступает, прежде всего, система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина "неформальное образование", то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование также является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.
Средства массовой информации имеют конкретные социальные функции. Перечислим основные из них: распространение знаний о действительности, информирование, формирование общественного мнения, реализация социальной активности членов общества, организация того или иного поведения людей, какого-либо действия, аудитории, создание определенного эмоционального и психологического тонуса, социальное управление, идейно-воспитательная функция, распространение культурных ценностей, организационно-коммуникативная функция, функция развлечения.
Среди традиционных видов средств массовой информации выделяются следующие: радио, печать, телевидение, кино, Internet. В качестве разнообразных каналов средств массовой информации можно рассматривать: все технические средства передачи информации, межличностное общение, литературу и искусство. Постоянная востребованность в обществе средств массовой информации основана на растущих информационных потребностях личности: в познании нового, в общении, в эстетическом наслаждении, в самосовершенствовании, в психологическом разгрузке, развлечении, в самопознании, получении помощи, в обеспечении уверенности в себе, в покое.
Статьи по теме:
Краткая социологическая характеристика некоторых наиболее опасных сект, действующих
за рубежом и в нашей стране
Секты существуют столько же, сколько существует христианство. Из истории христианства мы знаем, что с самого начала бытия христианской Церкви стали появляться гностические секты, а затем монтанизм, манихейство и т.п. Сектантское искушение ...
Нормативно-правовая база, регулирующая положение безработных
В соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным гражданам:
- бесплатное получение информации и услуг при содействии в подборе подходящей работы и трудоустройстве при п ...
Развивающийся кризис глобального социума - кризис метаморфоза
Существует вполне определенная взаимосвязь между глобальным и локальными кризисами. Сущность ее в том, что "критическая масса" локальных кризисов может перерасти в неуправляемый глобальный кризис с глобальными же катастрофически ...