Занятость и безработица
Занятость и безработица - две взаимодополняющие характеристики составных частей рабочей силы, равновесие между которыми устанавливается на рынке труда. Статистика занятости и безработицы решает следующие основные задачи: сбор и анализ данных о численности и составе занятых и безработных как двух частей рабочей силы; оценка уровня занятости и определение тенденции его изменения; выявление взаимосвязи между занятостью, получаемым доходом, содержанием труда и иными факторами его мотивации. Решение этих задач необходимо для разработки программ занятости. Источниками данных является текущая отчетность служб занятости и материалы регулярных выборочных обследований населения по вопросам занятости. Статистика занятости использует международные классификации состава рабочей силы и экономической активности населения.
Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. На начало 1998 г. численность экономически активного населения в России составила 71,4 млн чел. Уровень экономической активности населения измеряется удельным весом численности экономически активного населения в общей численности населения. В России на 1.01.98 г. этот показатель имел значение 48,7%.
Численность экономически активного населения включает занятых и безработных. К занятым в экономике относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
а) выполняли работу по найму за вознаграждение;
б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, обучения вне рабочего места, забастовки и других подобных причин;
в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период одновременно: а) не имели работы (доходного занятия); б) занимались поиском работы или предпринимали шаги к организации собственного дела; в) были готовы приступить к работе. В составе безработных отдельно выделяются лица, зарегистрированные в Федеральной службе занятости. Уровень безработицы измеряется удельным весом численности безработных в численности экономически активного населения.
В России на начало 1998 г. было 65 млн занятых и 6,4 млн безработных, в том числе зарегистрированных в службах занятости 2 млн безработных, а уровень безработицы составил 9,1%. Для России характерна высокая дифференциация уровня безработицы по ее регионам.
Продолжительность безработицы – промежуток времени, в течение которого лицо ищет работу (с момента начала поиска работы и до момента трудоустройства или до рассматриваемого периода), используя при этом любые способы. Россия отличается от стран с развитой рыночной экономикой высоким удельным весом безработных с продолжительностью безработицы более одного года и низким удельным весом безработных с продолжительностью безработицы менее одного месяца. Состав безработных в России отличается высоким уровнем профессионального образования.
Неполная видимая занятость определяется количеством лиц наемного труда, вынужденных работать (по инициативе администрации, работодателя, а также из-за отсутствия рабочих мест с полной занятостью на рынке рабочей силы) меньше установленной законом нормальной продолжительности рабочего времени в рассматриваемый период времени. Это лица, вынужденно работающие “с неполной рабочей неделей” или “с неполным рабочим днем”. При этом работники ищут дополнительную работу или готовы работать дополнительно. На начало 1998 г. в России насчитывалось 4,1 млн лиц, вынужденно работающих в режиме неполной рабочей недели или находящихся в административных отпусках. (см приложение)
Статьи по теме:
Социологическая теория
Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервые социологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, который разра ...
Рекомендации
В целом существует четыре фактора, которые возможно использовать при проектировании ПР-кампании. Этими факторами являются: разобщенность фирм между собой, отсутствие единых стандартов, не эффективность рекламы, клиент нас не понимает. С н ...
Библия о потребностях человека.
Мы рассматриваем Библию не с религиозной точки зрения, как некий священный текст, а как уникальный исторический документ, выражающий взгляды и настроения людей эпохи рабовладельческого общества. Составлявшие ее древние мыслители вольно ил ...