Опытно-экспериментальное изучение формирования
правовой культуры у воспитанников, оставшихся без попечения родителей. Изучение опыта работы в Центрах помощи
детям по формированию правовой культурыСтраница 4
Исходя из того, что существует тесная взаимосвязь воспитательного воздействия и процесса обучения, изучения вопросов, позволяющих осмыслить ценность права, его роль и функции в жизни общества и формировании уважительного отношения к праву у воспитанников Центра, оно определяется как совокупность воспитания и обучения.
Формирование правовой культуры воспитанников социальных учреждений должно обеспечиваться посредством соблюдения совокупности следующих педагогических условий: созданием качества окружающей правовой среды, которая должна выступать мощным детерминирующим фактором правовой воспитанности; разработкой и реализацией структурно-функциональной модели формирования правовой культуры; кадровым обеспечением учебно-воспитательного процесса, а также постоянным совершенствованием содержания, форм и методов правового образования и воспитания.
Анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы ценностей, идей, установок элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей. В зависимости от ее носителя в правовой культуре следует различать: правовую культуру общества, правовую культуру личности и в том числе правовую культуру профессиональной группы. Об уровне правовой культуры личности свидетельствуют его знания, навыки, правовые установки, ценностные ориентации, которые проявляются: 1) в правильном понимании своих действий, 2) в умении применять на практике и правильно толковать нормы права, 3) в точном исполнении им предписаний закона.
Исходя из идеи социального правового государства, формирование правовой культуры личности направленно на усвоение основных принципов и норм на уровне, необходимом для формирования глубокого уважения к правовым ценностям, личного убеждения, привычки соблюдать действующие законы и ответственность за исполнение тех или иных обязанностей. На формирование социально-правовой активности, а также готовности принимать участие в работе по реализации правовых норм, соблюдая установленную законность и права граждан, на творческое развитие личностного потенциала в нравственном и в правовом аспектах, позволяющее видеть дефектность норм – все это вырабатывает потребности в совершенствовании самой личности.
Изучение правовой культуры учащихся общеобразовательных и специализированных учреждений приобретает особую актуальность и представляет не только теоретическую, но и практическую значимость. Важно отметить, что характер и содержание правовой культуры школьников служит индикатором качества правового образования и просвещения в школе, аналогично, что содержание правовой культуры воспитанников напрямую отражает качество их правового просвещения.
Содержание правовой культуры общества необходимо освоить каждому растущему и развивающемуся индивиду, поскольку от набора реальных жизненных ситуаций, в которые он включен, во многом зависит и его дальнейшее развитие в социуме.
В дальнейшем индивид встает перед необходимостью принятия и освоения конкретных норм в зависимости от необходимости удовлетворения его конкретных потребностей. При возникновении трудностей в применении норм закона, он может обратиться за помощью к специалистам, а также самостоятельно изучать отдельные правовые акты.
В то же время существует проблема выделения необходимого для всех индивидов содержания правовых знаний, ценностей, которые обеспечивают взаимодействие индивидов и социальных групп в государстве для обеспечения его устойчивого функционирования и развития.
Статьи по теме:
Государственная поддержка учителей
Как показывает проведенное нами исследование профессия учителя для многих респондентов оказалась непрестижной и маловостребованной, хотя многие осознают важность роли педагога в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сейчас молоды ...
Социальная работа в системе здравоохранения
Здоровье человека, как известно, зависит всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды, и многочисленных социальных влияний. Эти две ...
Разработка молодёжных проблем в отечественной социологии
Первый этап формирования отечественной социологии молодежи охватывает 20-30-ые годы XX века. В эти годы к изучению молодежи обратились педагоги, социологи, психологи. Было опубликовано до 300 трудов о молодом поколении, проведены многочис ...