Учреждения образования как основные субъекты социальной адаптации детей с ОПФРСтраница 2
-четкого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учетом рекомендаций врачей;
-необходимости сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
-отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребенка;
-включение родителей в деятельность учреждения как участников реабилитационного процесса.
Независимо от организационной формы, основные направления организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в учреждениях образования следующие:
-разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его актуальных возможностей;
-разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования -и реализация схем и программ сопровождения;
-гигиеническое нормирование нагрузок;
-обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
-организация и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк).
Специфика сопровождения в учреждениях образования такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития ребенка. Работая в идеологии «команды», каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
1. Учитель- дефектолог:
-педагогическая и логопедическая диагностика и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов;
– коррекция развития речи;
-обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми в соответствии с избранными программами.
2.Педагог- психолог:
-психологическая диагностика;
-психологическое консультирование;
-психотренинг;
-психокоррекция и психотерапия;
-разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.
3.Социальный педагог:
-объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;
-изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;
-обеспечение законодательно закрепленных льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям;
-решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
4.Воспитатель:
-определение уровня развития разных видов деятельности ребенка;
-определение особенностей коммуникативной культуры и активности;
-определение уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности);
-определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;
-реализация рекомендаций учителя, психолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.)
5. Врач:
-организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией;
-организация и контроль антропометрии;
-уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем;
– разработка медицинских рекомендаций другим специалистам.
6.Старшая медицинская сестра:
-обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима;
– ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием детей;
-проведение физиотерапевтических процедур;
-контроль за питанием детей.
7.Физрук:
-реализация программ физического воспитания с учетом рекомендаций других специалистов.
8.Музыкальный руководитель:
-реализация программ музыкального воспитания;
-реализация программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
9. Представитель администрации – руководитель службы сопровождения:
-перспективное планирование деятельности службы;
-координация деятельности и взаимодействия специалистов;
-контроль за организацией работы, анализ эффективности.
Цикл организации индивидуального сопровождения ребенка достаточно наглядно и полно раскрыт М.Р.Битяновой (1997). Представляется целесообразным определить в качестве приоритетных следующие области деятельности:
-базовая и динамическая диагностика;
-организационно-методическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса;
-организация взаимодействия с родителями и их обучения.
Этапы индивидуального сопровождения ребенка:
1 этапом по сопровождению ребенка является сбор информации о ребенке.
2 этап – анализ полученной информации.
3 этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника.
Статьи по теме:
Функции и структурная организация науки. Наука в
Белоруссии в советский период
По существу, развитие науки в БССР началось с начала 50–х годов прошлого века. В это время в Минск для организации работы Академии наук был приглашен доктор биологических наук Василий Феофилович Купревич. Именно В.Ф. Купревичу Беларусь об ...
Ситуационный подход
Традиционные школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления. Этот комплекс теоретических знаний о том, как должны работать руководители, традиционно рассматривается как научный компонент управления. Приме ...
Положение молодёжи в современном обществе. Понятие «молодёжи»
в России
В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особе ...