Социологический анализ занятости моряков на рынке труда. Социологический
анализ моряков как профессиональной группыСтраница 2
Анализ возрастного состава офицеров из развитых стран, многие из которых занимают должности капитанов, старших механиков, показал: 40 % из их числа уже имеет возраст более 50 лет и 18 % — более 55 лет. Уход их из флота без адекватной замены может иметь драматические последствия. Многие представители судоходных компаний утверждают, что через пять-десять лет большинство старших офицеров на мировом флоте будет из стран Азии и Восточной Европы. Но действительность не так проста, поскольку опросы показали: очень немногие офицеры, например, из стран Дальнего Востока или Индии соглашаются работать в море после 50 лет. Во всяком случае, для украинских и российских офицеров эта ситуация объективно является благоприятной для успешной карьеры на торговом флоте.
Если посмотреть на национальный состав моряков, то окажется, что всего 10 стран поставляют мировому флоту 51 % всех офицеров и 59 % рядовых. Лидируют здесь с большим отрывом Филиппины, «экспортирующие» около 230 тыс. моряков, за ними следуют Индонезия и Китай (по 80 тыс.), Турция (65 тыс.) и Россия (60 тыс.).
В 2008 году в Литве было проведено исследование мотивации мужчин, выбравших для себя морскую специальность[17]. Было выявлено семь факторов в качестве мотивации при выборе профессии моряка. На первом месте идет экономическая выгода и возможность карьерного роста. Зарплаты моряков действительно несопоставимы с береговыми: у капитанов 5-15 тыс. евро в зависимости от типа судна, у матросов начиная с 1 тыс. евро. Второй фактор – эмоциональная привлекательность профессии моряка: интерес к кораблям, к морским путешествиям, морская романтика, наконец. На третьем месте стоит фактор престижности профессии: она нерядовая, особенная, очень ответственная и опасная. Многие из опрошенных указали, что моряки в Литве ценятся и что они нужны стране. А влияние близких как мотив при выборе профессии был назван немногими и занимает только седьмое место.
Как следует из опроса, студенты в отличие моряков в возрасте склонны придавать большее значение и ценить такие факторы, как востребованность профессии, перспективы развития морского транспорта, тенденция сокращения длительности рейсов. Если пожилые моряки согласны плавать по полгода, то молодежь от силы на два-три месяца. Им известны статистические данные: в мире насчитывается 466 тыс. морских офицеров, в 2005 году их дефицит составлял 10 тыс., к 2015 году возрастет до 27 тыс. Это связано со стремительным развитием судоходства, а также с естественным старением моряков, более 60 процентов которых – люди старше 40 лет. Кроме того, на Западе моряки ходят в море от силы 5-10 лет, а потом открывают свое дело на берегу. Нормальное явление. Такая же тенденция намечается и у нас. Поэтому иностранные судовладельцы согласны сокращать длительность рейсов, поднимать зарплату не только своим, но и литовским, польским, эстонским морякам, оплачивать их отпуска и обеспечивать социальными гарантиями – лишь бы плавали.
Как мы увидели, ещё до середины 2008 года ситуация в этой сфере деятельности была вполне стабильная, однако и в других секторах занятости всё шло гладко, производства активно работали и развивались, приносили хороший доход свои владельцам и наёмным работникам. Теперь рассмотрим результаты исследования, проведённого в апреле 2009 года.
Статьи по теме:
Социометрия Морено
Во второй половине 40-х – начале 50-х годов XX века в американской социологии возникает еще одно направление – социометрия – отрасль социально-психологических и социологических исследований межличностных отношений в малых группах, осущест ...
Организация и проведение исследования
Целью практической части нашего исследования является определение роли школьного инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетними в условиях образовательного учреждения (на примере МОУ «Тотемская средняя общеобразовательная шк ...
Анкетирование
Это самый распространённый в социологии метод исследований. Анкета - размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они ра ...