Молодёжная преступность в условиях мегаполиса. Молодёжная
преступность в современной РоссииСтраница 4
Субкультура формируется в результате интеграции людей, чьи взгляды, деятельность и образ жизни противостоят (не соответствуют) господствующим в обществе или провозглашаемым и принимаемым им. Социально-экономические предпосылки образования субкультур – социальная неоднородность, неравенство, несправедливость, «социальная неустроенность» индивидов.
Социально-психологические факторы формирования субкультурных сообществ – потребность людей в объединении, психологической защите, потребность быть «понятым», самоутвердиться среди себе подобных.
Субкультурные сообщества тем более сплочены и отличны от господствующей культуры, чем более жестко и категорически ею отвергаются. Поэтому, например, группа наркоманов интегрирована больше, чем компания алкоголиков, но меньше, чем криминальная или тюремная субкультуры.
Подростковая субкультура и делинквентная или криминальная подростковая субкультуры не одно и то же. Так, например, подростковой субкультуре в целом могут быть присущи некоторые общие языковые особенности, относительно негативное или настороженное отношение к взрослым. Могут быть предпочитаемые виды досуговой деятельности (дискотеки, «тусовки» и др.), одежды, даже питания и напитков.
Делинквентная (или девиантная) субкультуры неоднородны. По критерию «отношение группы к обществу» различаются группы позитивно направленные, нейтральные и негативно направленные («асоциальные»). Ясно, что криминологию интересуют асоциальные группы. Они различаются, прежде всего, по содержанию «асоциальной» деятельности. Это нарушающие моральные нормы; нарушающие правовые нормы, кроме уголовных; предкриминальные и совершающие преступления (криминальные или преступные).
Критериями вторичной классификации служат место формирования (город или деревня, определенные районы города и т. п.) и степень открытости групп (открытые, полузакрытые, закрытые).
Определенное значение в генезисе подростковой преступности имеют и биологические факторы. Так, в период полового созревания (от 11-13 лет до 15-17 лет) у подростков сразу появляется сильное стремление к самостоятельности, проявляются негативизм и упрямство. Подросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовавшего.
Социальная и социокультурная среда определяет творческий климат общества в широком понимании творчества как гаранта духовного развития общества в целом. «Отдельные науки и отрасли духовной и практической деятельности осваивают различные аспекты мира, позволяют сформироваться и осуществляться тем или иным сторонам личности. Искусство же – гарант восприятия мира в его цельности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества». [3]
Молодёжная культура, культурный досуг, культурные запросы подростков и молодёжи имеют свои специфические черты. В них по сравнению с традиционными культурными связями преобладают модернизированные культурные отношения, более приспособленные к новым условиям жизни. На их развитие большое влияние оказала новая российская масскультура, а также масскультурные заимствования.
На протяжении многих лет российская молодёжь, в особенности молодёжь и подростки мегаполисов, живёт в условиях массированного идеологического и культурного воздействия извне.
Из мегаполисов массовая культура распространяется по всей стране, отрывая подрастающие поколения россиян от культурных корней в то время, как культура, гуманитарное познание имеют решающее влияние на личность молодого человека, более всего открытого для познания мира.
Замечательный литературовед и философ М.Бахтин по этому поводу писал, что культурные ценности «нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, как вещи, – с ними можно только диалектически общаться». Задача работника культуры – научить молодого человека диалогу с прекрасным.
По определению самих представителей молодёжи, – «культура – это форма познания и восприятия мироздания» (30%), «это весь исторический опыт познания человечества» (25%), «это умение вести себя в обществе» (26%), «это ответственность за свои поступки» (18%).
Неотъемлемыми чертами культурного человека молодёжь считает:
- «гармоничная целостность восприятия мира» (28%);
- «способность разбираться в художественных стилях, литературе, живописи» (20%);
- «творческая одержимость, способность и стремление к созиданию» (13%);
- «предпочтение духовных ценностей материальным» (12%);
- «наличие определённой гражданской позиции» (9%);
- «светская духовность» (5%).
Статьи по теме:
Теоретический
Суринов А. Е. Статистика доходов населения. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001 – 239 с. [2]. Я задумывала данный источник именно как теоретический, поэтому и привожу его здесь. Но следует признать, что он оказался более методическим (и достато ...
Направления реорганизации науки в Беларуси
Исходя из сказанного, можно выделить следующие основные направления в организации науки у нас в стране.
Прежде всего, это усиление фирменной науки, укрепление ее кадрами высокой и высшей квалификации, кандидатами наук. Такие кадры должны ...
Потребность и необходимость управления в деятельности человека.
Представьте себе, что автомобиль, в котором Вы едите, сломался в самое неподходящее время и в самом неподходящем месте. Конечно, возможно расстроенные путешественники смогут его починить. Однако случается, что в подобных случаях дело обс ...