Субъективная оценка положения российских рабочих
Страница 2

Информация » Рабочий класс в постсоветский период » Субъективная оценка положения российских рабочих

Таким образом, «безразличный» – это скорее молодой рабочий, занятый на малом или среднем предприятии, с невысоким уровнем образования, но имеющий некоторые амбиции в этом плане (здесь больше, чем в среднем, тех, кто учится в вузе). Он может быть не одинок в своей конкретной жизненной ситуации, но одинок в социальном плане: нет структур (партии, профсоюзы, общественные организации) и групп людей (товарищи по работе), которые были бы ему интересны.

«Жизнерадостные оптимисты»

– 17%. Представители данной группы несколько чаще большинства респондентов работают на предприятиях среднего размера (с численностью персонала от 100 до 500 чел.). Их средний стаж работы на предприятии невелик, но все же несколько больше, чем у «безразличных» Ситуация на предприятиях, где работают «жизнерадостные оптимисты», не отличается заметно ни в худшую, ни в лучшую сторону; дела идут, про их словам, «как обычно», и сокращение штатов маловероятно. Они несколько реже «спокойных и удовлетворенных», но чаще, чем рабочие в среднем, довольны своим заработком и вполне понимают правила, по которым он начисляется, тем более что заработок этот выше среднего. Материальное положение представителей этой группы за последние два-три месяца не изменилось, что по кризисным временам может рассматриваться как вполне удовлетворительная ситуация.

Примечательно, что «жизнерадостные оптимисты» интегрированы и в формальную, и в неформальную систему взаимодействий на предприятии. Их несколько чаще, чем в среднем, устраивает, как руководство информирует рабочих о важных событиях на предприятии. Их чаще либо уже приглашают на обсуждение важных проблем на предприятии или в подразделении, либо будут приглашать, потому что они этого хотят. О том, что интересы администрации и рабочих практически полностью или в главном совпадают, говорят 37% представителей этой группы (в среднем – 31%). У «жизнерадостных оптимистов» на работе чаще, чем в среднем, есть и друзья, и авторитетные для них люди. Вместе с тем, если возникнет соответствующая ситуация, они примут участие в акции протеста и даже, может быть, возглавят забастовочный комитет, хотя у них, так же, как и у большинства рабочих, есть сомнения в том, что рабочие способны сами организовать забастовку.

В социально-демографических характеристиках этой группы есть некоторые отличия: здесь больше самых молодых рабочих (18–26 лет) и тех, кто живет в столицах.

Электоральные предпочтения этих рабочих ориентированы на партию власти. Уровень доверия президенту и премьер-министру в этой группе также относительно высок: доверяют президенту 44% (в среднем – 40%); главе правительства – 63% (в среднем – 57%).

В целом, можно сказать, что представители этой группы – социально-желательный тип рабочего, поскольку открыты новому опыту (в том числе образованию) и социальным взаимодействиям (как в формальных, так и в неформальных системах).

«Раздраженные и тревожные»

– 23%. По основным социально-демографическим характеристикам представители этого кластера выглядят как «средний российский рабочий», но отличаются по одному важному параметру: они чаще живут в малых городах и поселках городского типа. По некоторым параметрам они выглядят менее квалифицированными, чем все рабочие.

В этой группе больше, чем в среднем, тех, кто утверждает, что экономический кризис значительно сказался на работе их предприятия. Они чаще говорят о вероятности увольнения. Большинство из них не удовлетворены текущим уровнем заработной платы, и они чаще жалуются на ухудшение своего материального положения. Можно сказать, что их раздражение и тревога сфокусированы на заработке.

Представители этой группы склонны чувствовать свое отчуждение от руководства предприятия: о несовпадении интересов начальства и рабочих они говорят чаще, чем рабочие в среднем, и у них нет заметно большего, чем в среднем, желания сотрудничать с администрацией. Заинтересованность в профсоюзе и в том, чтобы самим быть активными членами профсоюза, невелика – примерно на уровне средних мнений о пользе профсоюза для рабочих. Но, говоря о главных задачах профсоюзов, они чаще соглашаются с утверждением, что функция защиты трудовых прав для профсоюза важнее, чем функция социальной поддержки работников. Примерно на уровне средних находятся показатели их готовности к участию в акциях протеста и забастовках.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Маргинальный слой в российском обществе. Бедность и маргинализация населения
В России, как и в бывшем СССР, а также во многих развитых странах бедность существовала всегда. Только она была везде разная. В качестве социальной проблемы в нашей стране обсуждаться и осмысливаться бедность стала лишь тогда, когда иссле ...

Стадии развития личности в процессе социализации
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации скла ...

Методика исследования «Проблема трудоустройства моряков во время кризиса»
В связи уменьшением количества рабочих мест на предприятиях, находящихся на территории Российской Федерации и увеличением количества желающих стать моряками, с момента начала экономического кризиса, нами было проведено исследование «Пробл ...