Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России
Страница 4

Информация » Социально-педагогическая поддержка детей-сирот » Нормативно-правовая база социально-педагогической поддержки детей-сирот в истории России

Что же касается устройства осиротевших детей в семью, то две его основные формы - усыновление и опека продолжали существовать в прежнем виде. Новых законодательных актов на этот счет не было, за исключением одного предписания, запрещавших усыновлять своих незаконных детей. Но опека постепенно начинает подвергаться более детальному правовому регулированию. Более четким становится круг возможных опекунов, куда могут входить: отчим, ближайшие родственники ребенка. Появилась также опека по назначению органами, обладающими властными полномочиями. Имеется в виду прежде всего церковь, поскольку духовенство в те времена полностью распоряжалось семейными, наследственными и опекунскими делами. Однако родственники продолжали следить за опекунами. Но постепенно чисто нравственная обязанность опекуна возвращать имущество опекаемому к моменту достижения им полной самостоятельности превращается в юридическую. Из безотчетного и полновластного распорядителя опекун превращается в представителя интересов опекаемого.

С началом XVIII века на исторической сцене "появляется личность", что не могло гармонировать с существованием неограниченной родительской власти.

Еще одним, имеющим принципиальное значение, шагом в законодательном регулировании вопросов семьи и брака, стало ограничение церковной власти над брачно-семейными отношениями, ибо ранее делами семейными ведало главным образом "Великое духовенство". Теперь большая часть "семейственных дел" подчинялась светским, гражданским законам. Если Стоглав устанавливал брачный возраст для жениха - 15 лет, невесты - 12 лет, то Указ Петра I "О порядке наследования" (1714 год) поднял его рамки: для жениха - 20 лет, для невесты - 17 лет.

Не оставил без внимания Петр I и вопросы, касающиеся родительской власти, на неограниченность которой он также обратил свое внимание, подтвердив их право употреблять против непокорных детей домашние исправительные меры. Родителям разрешалось отдавать детей в смирительные дома и приносить на них жалобы в суд.

Опеке как форме устройства ребенка в семью имевшие место реформы уделяли достаточное внимание. Петр I повелевал призревать сирот "без призрения после родительства оставшихся подкидышей или явленных таких, которых воспитывать мужского пола до 7 лет, а потом посылать в школы определенные, а женского пола обучать грамоте, також следующих мастерств .". Что же касается непосредственно опеки как формы устройства ребенка в семью, то на этот счет появилось следующее указание: магистраты (а не церковь) обязаны смотреть, "чтобы сироты не оставались без опекунов, назначение которых и наблюдение за которыми поручает магистратам же". Это "нужно считать первым установлением опеки как особого государственного учреждения с властью, контролирующей деятельность опекунов".

Таким образом, реформаторская деятельность Петра I была связана и с положением детей, оказавшихся в бедственном положении, без семьи, без средств к существованию. Осуществлялась она по двум основным направлениям. Первое составляли меры, направленные на устройство детей, оказавшихся "ненужными" в государственные учреждения. Второе заключалось в борьбе с нищенством несовершеннолетних.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Миграции населения
Миграции - это перемещения людей между населенными пунктами. Они являются механическим движением населения. Существует 3 основных классификации миграций. Первая классификация - по периодичности. Все миграции в данном случае делятся на бе ...

Рождаемость
Начиная со второй половины ХХ века в России происходит устойчивое сокращение уровня рождаемости. Внутрисемейное регулирование деторождения получает всеобщее распространение, превращается в неотъемлемую часть образа жизни людей и становитс ...

Обработка и анализ результатов по реализации индивидуальной программы
Для систематизации мер социальной реабилитации, обеспечения контроля над ходом реабилитационного процесса, возможности внесения корректив и т.д. необходима индивидуальная комплексная программа реабилитации. В ней должны отражаться основны ...