История социально-педагогической поддержки детей-сирот в России
Страница 3

Информация » Социально-педагогическая поддержка детей-сирот » История социально-педагогической поддержки детей-сирот в России

Обнищание крестьянства в конце XIX – начале XX века, военные трудности в России привели к росту бесприютных и безнадзорных детей. Это побудило общественные благотворительные организации и земства дополнительно открыть несколько приютов для детей-сирот и детей обедневших родителей и поддержать работу уже действовавших.

Дети в приютах содержались скромно и просто. Это подтверждают выдержки из "Очерка Ольгинского детского приюта трудолюбия" (1902 г.): "Скромность в столе, в помещении и в одежде детей составляли основу воспитания . Они избавлены от нищенства, они сыты и не в рубище, спят не по углам, свернувшись на лохмотьях, а на нарах с подстилкой и одеялом. Все это просто. Припасы для стола свежие, но те, которые употребляют рабочие. Материалы, из которых шьется белье, не нежат тела детей, не нежит их постель .". Их приучали соразмерно возрасту и силам к крестьянскому труду, преимущественно огородничеству и садоводству, несложным видам ремесел и рукоделия. Например, в детском приюте трудолюбия г. Ядрин в 1909–1910 годах работала переплетная мастерская. Также, по возможности, дети вели всю домашнюю работу в приюте. Наряду с этим, большое внимание в приюте уделялось религиозно-нравственному воспитанию и физическому развитию призреваемых. Ребенку рано внушали религиозно-нравственную мораль и понятие о покорности и терпении, благодарности за приют. Этим целям во многом была подчинена вся воспитательная работа. Под руководством священника или кого-либо из учителей для детей устраивались религиозно-нравственные чтения и беседы. В воскресные и праздничные дни все свободные от работы дети посещали церковные богослужения.

Жизнь детей в приютах строилась в соответствии со строгим режимом и порядком. После сбора детей проводилась утренняя молитва. В то время, когда старшие были на занятиях в школе или работали в мастерских, дети дошкольного возраста играли в мячи, кубики, куклы. Им рассказывали разные истории, соответствующие их возрасту, сообщали элементарные знания об окружающем мире. Основным содержанием занятий-бесед с детьми были рассказы о жизни животных, птиц, сельскохозяйственных и дикорастущих цветах и травах, об их значении, употреблении и пользе. Сверх этого дети обучались хоровому пению духовных и нравственных песен.

Трудовое воспитание в приютах организовывалось без учета возрастных особенности детей. Их учили различным видам ремесел, ручного и хозяйственно-бытового труда: кроить, шить, вышивать, пилить, строгать, дежурить по кухне, убирать помещение, участвовать в приготовлении пищи и др. В летний период дети осваивали сельскохозяйственный труд по уходу за садом, огородом, обработке земельного участка. Детей приучали к опрятности, порядку, чистоте.

Несмотря на ограниченные воспитательные возможности детские приюты трудолюбия, как и монастырские приюты, решали жизненно-важные проблемы обездоленных детей: предоставляли им жилище, одежду и питание. Воспитание детей осуществлялось в процессе организации их жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 3 


Статьи по теме:

Социометрия Морено
Во второй половине 40-х – начале 50-х годов XX века в американской социологии возникает еще одно направление – социометрия – отрасль социально-психологических и социологических исследований межличностных отношений в малых группах, осущест ...

Идентификация в искусстве.
В филогенезе человеческого рода, в мифологическом сознании людей доклассового общества предметы и явления природы, боги, герои, демоны, духи и пр. были наделены теми же свойствами и способностями, что и человек. Только так, через идентиф ...

Развитие процессов иммиграции рабочей силы в Россию
Привлечение иностранной рабочей силы в экономику России имело место еще в СССР. Освоение северных и дальневосточных территорий, потребности в рабочей силе нефтегазового комплекса, лесного хозяйства, текстильной промышленности обеспечивали ...