История развития социальной и медицинской модели
Страница 1

Независимо от степени развития общества, в нем всегда были люди, особо уязвимые в силу ограниченности своих физических или психических возможностей. Историки отмечают, что в античном мире рассуждения об аномалиях и болезнях не отделялись от общефилософских воззрений, переплетаясь с размышлениями о других явлениях природы, в том числе о жизни человека.

В диалоге Платона «Государство» проблема аномальности освещается в социальном смысле. С одной стороны, в духе традиций «спартанского милосердия» человек, страдающий тяжелой болезнью на протяжении всей жизни, бесполезен и для себя, и для общества. Это положение высказывает Аристотель в своей работе «Политика»: «Пусть будет в силе тот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не следует». Спартанские врачи – герусии и эфоры – относились к высшим государственным чиновникам, именно они принимали решение: оставлять в живых того или иного больного, новорожденного (когда рождался слабый, недоношенный ребенок), его родителей, немощного старика или «помогать» им умереть. В Спарте смерть всегда предпочиталась болезни или немощи, независимо от социального положения больного, даже если им оказывался царь. Именно в этом заключалось «милосердие по-спартански» [3, стр. 7].

В период средневековья усиление религиозного диктата, прежде всего римско-католической церкви, связано с формированием особого толкования любого отклонения в развитии и любой болезни как «одержимости дьяволом», проявления злого духа. Демонологическое толкование болезни определяло, во-первых, пассивность больного, во-вторых, - необходимость экстренного вмешательства святой инквизиции. В этот период все припадочные, эпилептики, истерики подвергались обрядам «изгнания дьявола». В монастырях появилась особая категория специалистов, к которым привозили названных выше больных на «излечение».

В эпоху Возрождения в медицине возникают гуманистические тенденции, врачи начинают посещать монастыри и тюрьмы, ведут наблюдения за больными, пытаются оценить и осмыслить их состояние. К этому времени относится реставрация греко-римской медицины, открытие целого ряда рукописей. Развитие медицинских и философских знаний помогало разобраться в духовной и физической жизни аномальных.

В допетровской Руси болезни рассматривались как результат божьего наказания, а также как следствие колдовства, дурного глаза, наговоров.

Первый российский государственный акт относится к царствованию Ивана Грозного и включен в Стоглавый судебник в виде отдельной статьи. Статья утверждает необходимость попечения нищих и больных, в том числе и тех, «кои одержимы бесом и лишены разума, чтобы не были они помехой и пугалом для здоровых и чтобы дать им возможность получить вразумление или приведение в истину» [3, стр. 10].

Изменение отношения к лицам с проблемами в развитии отмечается со второй половины XVIII в. – следствие влияния идей гуманизма, реформации, развития университетов, приобретения личных свобод отдельными сословиями, появления Декларации прав человека и гражданина (статья I Декларации провозглашала, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»). С этого периода во многих государствах начинают создаваться сначала частные, а затем и государственные учреждения, в функции которых входило оказание медицинской и педагогической помощи инвалидам.

Со второй половины XX века мировое сообщество строит свою жизнь в соответствии с международными правовыми актами гуманистического характера. Этому во многом способствовали два фактора: колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод человека в период Второй мировой войны, которые показали человечеству ту пропасть, в которой оно может оказаться, если не примет для себя как высшую ценность, как цель и смысл существования общества самого человека – его жизнь и благополучие.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Государственные социальные пособия: их виды
К результатам социальной политики можно отнести выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработ ...

Понятие студенчества и его место в социальной структуре. Место студенчества в социальной структуре общества и в группе молодежи
Студенчество определяется как "особая социальная группа, характеризующаяся специально организованными, пространственно и временно структурированными бытием, условиями труда, быта и досуга, социальным поведением и психологией, системо ...

Индивидуальная программа реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната
Осуществление всех направлений социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая даёт возможность учитывать физические и психофизиологические особенности клиента и связанный с ним реабилитаци ...