Теоретико-методологические основы изучения проблемы медико-социальной помощи беременным женщинам. Понятие и сущность медико-социальной помощи
Страница 1

Информация » Медико-социальная помощь беременным женщинам » Теоретико-методологические основы изучения проблемы медико-социальной помощи беременным женщинам. Понятие и сущность медико-социальной помощи

В настоящее время, когда все большее значение придается приоритетам общечеловеческих ценностей, феномен «здоровье» становится неотделимым от понятия устойчивого развития общества, а социальная составляющая является одним из ведущих его компонентов. Снижение социально-экономических и социально-психологических возможностей общества приводит к уменьшению мотивации ведения здорового образа жизни и снижению ценности здоровья в сознании отдельных групп населения. Нарушение здоровья в сложной жизненной ситуации – своего рода социальный барьер, препятствующий свободному развитию индивидуума в обществе. Поэтому пожилые, безработные, малообеспеченные, дети из многодетных семей и др., хотя и не имеют статус инвалидов, однако нуждаются в помощи медико-социального характера.

Медико-социальная работа рассматривается учеными, как одно из направлений социальной работы и в то же время как важный компонент социальной медицины, имеющий выраженный прикладной характер [36, с.43-44].

Концепция и базовая модель медико-социальной работы в нашей стране были разработаны доктором медицинских наук, профессором А. В. Мартыненко. В 2005 г. доктор медицинских наук, профессор Е.А. Сигида издал учебник «Содержание и методика социальной работы», где совместно с И.Е.Лукьяновой осветил теоретические вопросы социально-медицинской работы. Некоторый вклад в теорию медико-социальной работы внесенкандидатом медицинских наук Р.А. Тлепцерищевым. В своей научной работе автор придерживается взглядов А.В. Мартыненко и Е.А. Сигиды и согласен с предлагаемыми ими основными понятиями и определениями в области медико-социальной работы.

Медико-социальная работа по А.В. Мартыненко – это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально- правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. И действительно, для оказания подобного вида услуг специалисту необходимо обладать знаниями и навыками многих областей знания: медицины, психологии, социологии, права и др.

Приводя данное определение, следует подчеркнуть, что «…медико-социальная работа имеет много общего с медико-социальной помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не превышает пределы своей компетенции, не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер ответственности».

Представляет интерес и определение медико-социальной работы, приведенное в Глоссарии терминов по медико-социальной помощи, как «…организованное социальное обслуживание в больнице или вне ее, с особым упором на связанные со здоровьем социальные проблемы» [27, с.34-35].

Объектом медико-социальной работы являются лица, имеющие выраженные как медицинские, так и социальные проблемы. Чаще всего это люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся инвалиды, престарелые, больные социально значимыми и социально обусловленными заболеваниями и др. Причем тяжелые болезни порождают целый ряд социальных проблем, а трудная жизненная ситуация нередко приводит к социально обусловленным заболеваниям. И порой невозможно определить, что является причиной, а что следствием в страданиях человека в той ситуации, в которой он оказывается и попадает на консультацию к специалисту по социальной работе.

Указанному «порочному кругу» посвящено огромное количество работ. В 2004 г. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения провел Российскую научно-практическую конференцию «Медико-социальные проблемы социально обусловленных заболеваний». В работах ученых, изданных по итогам конференции, приводятся проблемы социального характера, возникающие у наркоманов, алкоголиков, ВИЧ-инфицированных, страдающих заболеваниями, передающимися половым путем, больных туберкулезом и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Особенности социальной работы в системе образования
Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее ...

Психопатологический тип поведения
Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными ...

Общественное нормирование и каналы сексуального просвещения молодежи
Половое созревание (пубертат) - центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. Эти процессы оказывают существенное влияние на эмоции, психику и социальное поведение детей, включая появление у них сексуально- ...