От позитивизма к религииСтраница 2
Определяя предмет позитивного культа, Конт констатирует, что каждое существо неизбежно подчинено различным уровням естественной иерархии, в которые оно по необходимости включено. Среди них он выделяет три формы внешнего «порядка»: математико-астрономический, физико-химический и жизненный.
Что касается человека, то помимо этих трех форм порядка он испытывает влияние «дополнительной неизбежности» (fatalitй complйmentaire), «наивысшего гнета», источником которого является социальный строй. «Именно через социальный строй каждый человек поддерживает гнет физического порядка и жизненного порядка, индивидуальное бремя которых распространяется, таким образом, на всякое влияние, оказанное на всех современников и даже предшественников» [1, p. 55]. Тем самым, согласно «объективной субординации», которая характеризует общую иерархию явлений, универсальный порядок сводится к человеческому порядку. «Объективная субординация» является важной частью О. Конта.
Человечество, понимаемое как достигший позитивной стабильности и единообразия социум, является тем «Великим Бытием», «Верховным Существом», которое должно стать объектом религиозного поклонения для всех.
Конт подчеркивает, что, несмотря на эмпирическую ощутимость зависимости индивида по отношению к роду человеческому на протяжении веков, систематическое влияние социальной организации на человека требует знания социологических законов, что исключает произвол. «Реальная вера» (т.е. вера, основанная на знании неизменных законов, на «положительной догматике») полностью примиряется с подлинной (направленной на Человечество, а не на человека) любовью, что ведет к окончательному установлению социального единства. Исследование «универсального порядка» открывает всеобъемлющее существование Великого Бытия, которое становится общим центром людских переживаний, мыслей и действий. Хотя Великое Бытие превосходит не только всякое индивидуальное, но и любое коллективное усилие «его необходимое установление и его собственное предназначение делают сей факт в высшей степени импонирующим всем его служителям» [1, p. 59].
Согласно Конту, главное преимущество Великого Бытия заключается в том, что его «органы» сами являются индивидуальными или коллективными существами. Каждый из таких элементов включает две последовательных формы существования: объективную (преходящую), в которой непосредственно задействуется Великое Бытие, и субъективную (постоянную), в которой «служение» продолжается косвенно, посредством результатов, оставляемых потомкам.
В течение жизни обычный человек не в состоянии стать подлинным органом Человечества, это может произойти лишь после его смерти, т. к. только тогда происходит передача опыта – в момент наивысшего наполнения.
По этому учению, жизнь является испытанием, цель которого – получить как можно больше опыта в как можно более короткие сроки и заслужить «окончательное включение» в Высшее Существо, после чего избавленный от всех физических законов индивид остается под властью только высших законов, управляющих эволюцией Человечества. «Одним словом, живые всегда и все больше и больше управляются мертвыми» [1, p. 61]. Таким образом, у Конта мы находим зачатки идеи социального как сказал об этом Ж. Бодрийар «изысканной формы смерти» (Ж. Бодрийар). Социальный континуум предстает здесь как своего рода «загробный мир», наполненный сросшимися бестелесными сущностями – субъективными остатками достижений успешных функционеров.
Конт отмечает, что его понимание природы Великого Бытия порождает существенную трудность, которая связана с дезавуированием личностного начала «объективно существующего» человека. Однако он полагает, что данное затруднение преодолевается данной им каждому из «органов-личностей» возможностью представлять Великое Бытие, при условии достижения социально значимых результатов еще при жизни. Иными словами, культ Человечества (как культ мертвых) должен дополняться культом «великих людей», которые благодаря своим заслугам могут претендовать на статус персонификации Великого Бытия, быть живыми богами позитивной религии. Лучше всего на эту роль подходят выдающиеся ученые и деятели искусств. Они же должны занять в обществе руководящие позиции, быть субъектами позитивной политики.
Однако на самом деле введение «культа личностей» не снимает указанной проблемы, поскольку «даже выдающиеся личности, согласно Конту, суть просто инструменты или «органы для предопределенного действия» [2, с. 272].
Также, по мнению Конта, в качестве живых олицетворений Высшего Существа должны восприниматься и женщины. «Возвышающиеся посредством любви, более предрасположенные всегда подчинять чувству разум и деятельность, женщины естественно представляют собой промежуточных существ между Человечеством и мужчинами» [1, p. 63].
Великое Бытие, согласно Конту, специально оказывает женщинам нравственное покровительство, чтобы поддерживать «культуру универсальной привязанности». В позитивной религии женщина выступает как ангел-хранитель мужчины. При этом «ангелы-хранители» подразделяются на три типа (мать, супруга и дочь), соответствующие трем формам солидарности (повиновение, союз, защита), трем «порядкам последовательности» (прошлое, настоящее, будущее) и трем «альтруистическим инстинктам» (почтение, привязанность, доброта). Здесь явно прослеживается тот же утилитарный подход к человеку, что и в остальных частях учения Конта.
Статьи по теме:
Людвиг Вольтман
Наиболее последовательная концепция "политической антропологии" изложена у немецкого антрополога Людвига Вольтмана. В этом сочинении красной нитью проходит мысль о зависимости социально-политического строя и культуры людей от их ...
Финансовые основы пенсионной системы России
Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) является полностью автономной финансовой системой от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства РФ (федеральном, субъектов Федерации и местном).
Бюджет ПФР должен быть сбалан ...
Профессиональное самоопределение как фактор социализации молодежи
Функционирование социального института образования связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества – социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям. Вместе с тем круг задач, ...