Конфликты среди молодежи
Страница 1

Конфликт - всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

· Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

· Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностный конфликт - это конфликт между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов - как социально-психологические, так и личностные. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.

· Конфликты между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

· Межгрупповой конфликт. Это тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы. Можно говорить о конфликтах между малыми, большими, формальными, неформальными и т.п. группами.

Спектр конфликтных отношений можно проследить по следующим аспектам:

· Социальный аспект определяет положение в обществе, восходящие или нисходящие линии и тенденции развития.

· Экономический аспект характеризует уровень занятости в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов.

· Политический аспект показывает отношение в системе власти, различия в политической культуре, симпатиях и антипатиях, критике или защите режима, в плюрализме или догматичности суждений, участия в политических организациях, партиях, митингах.

· Культурный аспект определяет общность и различие в отношении к культурному наследию, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении, религиозности.

· Бытовой аспект отражает различные жизненные условия.

· Социально психологический аспект показывает отношение в процессе общения, в повседневной жизни, на работе, в школе и вузе, на улице и дома, между родителями и детьми.

· Этнический аспект характеризует отношение между различными народами, определяет характер межнациональных отношений.

Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсы.Л. Козер в своей классической работе “Функции социального конфликта" считал, что “частичное участие индивидов в массе конфликтных ситуаций выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры”. Таким образом, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде. Классифицируем их основные виды. Выделим:

1. Межпоколенные молодежные конфликты - наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений. Между поколениями могут возникать: как взаимопонимание и единство, так и существенные различия, переходящие в конфликты.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Приложения
Приложение 1 Организационные мероприятия: - планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с инспекторами ПДН; - проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям; - систематическая ...

Общественное мнение, его сущность
Общественное мнение — понятие, на протяжении послед­них десятилетий практически полностью отсутствовавшее в политическом лексиконе советского общества. В процессе перестройки, вокруг него шли горячие споры: «существовало ли общественное м ...

Пути решения проблем занятости и трудоустройства инвалидов
Представленная в предыдущем параграфе работы картина, характеризующая проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в современном российском обществе, к сожалению, не внушает оптимизма. Для того, что бы ситуация начала изменяться в лучшу ...